Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» признан лучшим в истории украинского кино

24 июня на 10-м Международном фестивале «Книжный Арсенал» в Киеве назвали 100 лучших фильмов в истории украинского кино. Рейтинг составлен по результатам опроса «Довженко-Центра» совместно с Союзом кинематографистов Украины. Возглавил топ-100 фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков».

Афиша фильма «Тени забытых предков» / dovzhenkocentre.org

«Опрос по определению лучших фильмов украинского кино — это действительно беспрецедентное историческое событие. Это попытка наконец сформировать канон того, чем является и чем было украинское кино на протяжении более ста лет своего существования. Фактически это список лент, рекомендованных к просмотру всем, кто интересуется украинским кинематографом», — говорит руководитель киноархива «Довженко-Центра», сокоординатор проекта Александр Телюк.


«Если бы планете Земля было предложено послать одно-единственное кинопроизведение в другую цивилизацию, то я предложил бы картину „Тени забытых предков“».

Робер Оссейн, французский актер и режиссер


Рейтинг «100 лучших фильмов в истории украинского кино» был составлен по результатам опроса, в котором принимали участие представители национального и международного кинокритического сообщества. Фильм «Тени забытых предков» стал самым упоминаемым среди респондентов. Его вспоминали чаще, чем другие картины.

Первая десятка лучших украинских фильмов:

1. «Тени забытых предков» (1964), реж. Сергей Параджанов.

2. «Земля» (1930), реж. Александр Довженко.

3. «Человек с киноаппаратом» (1929), реж. Дзига Вертов.

4. «Племя» (2014), реж. Мирослав Слабошпицкий.

5. «Каменный крест» (1968), реж. Леонид Осыка.

6. «Астенический синдром» (1989), реж. Кира Муратова.

7. «Полеты во сне и наяву» (1983), реж. Роман Балаян.

8. «Белая птица с черной отметиной» (1970), реж. Юрий Ильенко.

9. «Долгие проводы» (1971), реж. Кира Муратова.

10. «Вавилон ХХ» (1979), реж. Иван Миколайчук.

Опрос проводился с июня по октябрь 2020 года. Были приглашены 97 респондентов. Выбор украинских фильмов проходил без ограничений по типам, жанрам, хронометражу и году выхода. В полученных списках в целом было упомянуто 186 названий, на основе этого был сформирован топ-100. Среди лучших украинских фильмов — 68 игровых, 26 документальных, 6 анимационных.

Кадры из фильма «Тени забытых предков» / kino-teatr.ru, dovzhenkocentre.org

О чем фильм «Тени забытых предков»? Два гуцульских рода много лет враждуют. В атмосфере озлобленности и мести зарождается чистая и светлая любовь Ивана и Марички, принадлежащих к враждующим семьям. Иван вынужден отравиться на заработки, Маричка в это время погибает в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красавице Палагне. Только в предсмертном бреду Иван находит свое счастье. Фильм снят на киностудии имени А. Довженко в 1964 году, по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского.


ВАСИЛИЙ КАТАНЯН О ФИЛЬМЕ «ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ»

<…> в 1965 году наши блеклые экраны взорвали «Тени забытых предков». Картина произвела сенсацию, и впервые имя Параджанова появилось в прессе.

«Ярко одарённый, безудержно темпераментный Сергей Параджанов, изнывающий от стихии своей неукротимой фантазии, проявил наконец свою режиссёрскую индивидуальность» («Советская культура»).

«Бывает так, что люди, жившие совсем в другое время, имевшие отличную от нас систему взглядов и представлений о мире, вдруг делаются нам близки, начинают волновать нас, и мы разделяем их радость и горе. Это чудо совершает искусство. Как бы ни были далеки от нас события и люди, их обычаи, нравы, прикоснись ко всему этому истинный художник — и мы поверим ему, поймём его героев, нам откроются их сердца, скрытые под чуждыми одеждами, мы разделим их мысли, хоть и высказанные на чужом языке» («Искусство кино»).

«Интересный, талантливый фильм. Кинематограф торжествует здесь во всём — его выразительная сила нашла чудесное воплощение. Но здесь торжествует и литература — она не погибла под грузом буйной зрелищности, напротив — вдохновила и осветила пламенем мысли. И потому здесь торжествует Искусство» («Вечерний Киев»).

«Бывают такие фильмы, которые врезаются в память. Этот фильм не похож на другие, он исключителен: поэма, опера, документ, легенда. Это могли бы сделать Флаэрти, Довженко, Шекспир, Босх или Шагал. Потрясающая картина, поразительное зрелище жизни народа, всё ещё связанного со старыми обычаями. Фильм называется „Огненные кони“ („Тени забытых предков“. — В.К.), он выходит на экраны Парижа. Не пропустите его!» («Юманите»).

«Этот полный драматических ситуаций, красочных костюмов фильм о любви уносит нас далеко от Советской России в Россию классическую» («Фигаро»).

«Фильм Параджанова похож, скорее, на сон, насыщенный и лирический, сложный и интересный и… достаточно скучный» («Нувель литтерер»).

«Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать» («Экспресс»).

Кадры из фильма «Тени забытых предков» / dovzhenkocentre.org

В 1966 году под Косовом, что на Украине, я увидел скалы, словно выкрашенные синькой. Осенью, среди листвы, это выглядело необыкновенно. Почему вдруг синие? Никто не знал. А Серёжа воскликнул: «Да это же я их выкрасил для „Теней“! Неужели до сих пор не облезли?» Не облезли. И таким образом Серёжа преобразил ландшафт на долгие годы. Потом уже я прочитал, что и Тарковский выполол все жёлтые цветы с поля, как ему было нужно для цвета, и Антониони красил деревья в серебряный и лиловый…

Серёжа рассказывал, как снимались «Тени»: «Эпизод оплакивания Миколы. Положили на стол гроб, посадили местных бабушек-плакальщиц. Начали! Бабушки не плачут. В чём дело? „Гроб пустой“. Я говорю ассистенту: „Ложись в гроб“. Ассистент ложится. Мотор! Начали! Бабушки молчат. В чём дело? „Он молодой“. Нашли деда, положили в гроб, бабуси не плачут: „Он чужой“. Привезли деда из их деревни, своего, любимого. Положили в гроб. Тут такой плач поднялся, после съёмки остановить не могли.

Нашёл я дедусю, чтобы сыграл народную мелодию для одного эпизода. Он принёс инструмент — дощечка и струна.

— Что играть, весёлое или грустное?

— Играй весёлое.

Дед пропиликал: тинь-тинь-тинь.

— А теперь грустное.

Дед опять: тинь-тинь-тинь.

— Какая же разница?

— Не понял? Тогда вот что. Я сначала буду играть весёлое, потом кивну и сыграю грустное.

Опять: тинь-тинь-тинь. Он кивает. И снова: тинь-тинь-тинь.

— Понял?

— Нет.

— Тогда не снимай кино про Гуцульщину».

Но фильм был снят, мелодия там звучала, и её слышали в кинотеатрах многих стран.


«Возникшая в „Тенях забытых предков“ тема Любви и Смерти пройдет затем через все творчество Параджанова. Через разные человеческие судьбы и истории он будет вновь и вновь исследовать их вечный диалог. Жизнь и смерть, душа и плоть, царство земное и небесное будут встречаться на разных перекрестках в его фильмах. И герои его картин будут снова и снова ощущать на себе яростное дыхание и могучую энергетику этих вечных спутников человеческой судьбы», — пишет Левон Григорян в своей книге «Параджанов».

Использованные материалы:

1. ТОП 100. Рейтинг найкращих фільмів в історії українського кіно ǁ Довженко-Центр.

2. Впервые составлен рейтинг 100 лучших фильмов украинского кинематографа ǁ day.kyiv.ua.

3. На Книжном Арсенале назвали 100 лучших фильмов в истории Украины ǁ my.ua.

4. «Тени забытых предков» стал лучшим фильмом в истории украинского кино ǁ 5.ua.

5. Левон Григорян. «Параджанов». — Москва : «Молодая гвардия», 2011. — (Жизнь замечательных людей).

6. Василий Катанян. «Параджанов. Цена вечного праздника». — Москва : «Четыре искусства», 1994.

Фото обложки: кадр из фильма «Тени забытых предков»