Седрак Великодный: художник, который с Малевичем на «ты»
Вы когда-нибудь ходили на выставку, где все картины повернуты к стене и вам предлагается самим наугад выбрать только одну? Тем более если выставка (под названием The BACK OFF Artwork) проходит в… музее истории космонавтики. Да-да, в самом центре Еревана есть такой музей. Но при входе туда вас встретит не экспонат в скафандре, а незримый воин в 15-килограммовой кольчуге со шлемом и щитом в виде герба Киликийской Армении. А в зале — многочисленные разностилевые изображения «космонавтов» обоих полов и среды их обитания, опять-таки шлем (на сей раз урартский) и просто космически творческая атмосфера. Хозяин — большой затейник, весельчак и в то же время серьезный человек Седрак Великодный, который музеем истории космонавтики шутя нарёк свою мастерскую. Словом, настоящий художник.
Внук известного живописца Седрака Рашмаджяна, он родился в Ереване, окончил факультет сценографии Ереванского художественного института. Еще студентом, в 23 года, он стал художником-постановщиком знаменитого спектакля «Хатабалада», взорвавшего постблокадный Ереван. Вернувшись из армии, Сердрак решил открыть в родном городе свою дизайн-студию, но вскоре на долгих 11 лет уехал в Москву, где занимался 3D-графикой и спецэффектами в кино. В Москве же у него возник интерес к реконструкции армянского исторического костюма.
«Мой друг, режиссер Григор Гярдушян (светлая ему память), загорелся идеей экранизировать “Вардананк”, позвал меня художником-постановщиком, и я должен был сделать эскизы к костюмам. В поисках информации для сохранения исторической достоверности я столкнулся с тем, что эта тема у нас вообще не изучена и, кроме полотна Ханджяна, визуальной информации по ней нет вообще. Из-за отсутствия финансирования проект остановился, но интерес к теме остался, и я стал копать с периода царства Урарту. Несмотря на то что по артефактам урартский период у нас хорошо изучен, армянские историки, когда доходит до внешнего вида воинов, отсылают к материалам немецкого коллекционера Акселя Гутмана. Это ли не парадокс — немец изучил наши костюмы лучше нас и написал книгу по урартской тематике!
Увы, реконструкцией исторического костюма в Армении не занимаются, и я хотел дать начало этому направлению. В других странах это поставлено на серьезные, государственные рельсы. В Италии, например, есть город легионеров: раз в год на улицы выходит целый легион, это яркое интересное действо привлекает туристов и любителей старины, причем в таких количествах, что доход от этого фестиваля кормит город целый год. Их коллекция привлекает и кинематографистов — с ней можно снимать фильмы о любом периоде Римской империи. У них изучены все детали — и костюма, и быта. А у нас, казалось бы, на фоне гордости нашей историей и культурой, это напрочь отсутствует. Можно было бы изучить эту тему, сделать костюмы, а потом и открывать клубы, и выпускать сувениры, и снимать фильмы — это стало бы целой индустрией, и очень востребованной. Странно, что никто это не поддержал».
Вернувшись на родину, после длительной московской практики работы на планшете, Седраку захотелось рисовать, «восстанавливать руку», и появилось желание заниматься не только исторической реставрацией. «Мне захотелось рисовать на ереванскую тему, и около года я к ней подбирался, пытался понять, как мне это делать. Однажды в 2014 году, переходя улицу и увидев скучающих таксистов, сидящих на корточках напротив музыкальной школы им. Саят-Новы, меня осенило — да так, что я чуть под машину не попал! — и через пару дней появились “масляные” “Таксисты”. Сфотографировал, закинул их на Фейсбук, людям понравилось — так ко мне пришла ереванская тема, и пошло-поехало».
Куда и как оно пошло-поехало, известно и любимо многими — в поклонниках Седраку не откажешь с самых первых его работ «на ереванскую тему». Воздушные акварели уголков города, цикл портретов соотечественников, городские сценки восхищают тонкой иронией, наблюдательностью, умением проникать в суть, подмечать и передавать нюансы характера и быта ереванцев, а главное, при далеко не подкожных, а более глубоких уколах кистью — очевидной любовью к своему городу и его обитателям, даже тем, кто изображен в весьма беспощадной сатирической манере. Хотя куда уж реалистичнее — взять, к примеру, тот же «Золотой стандарт» или Бэтмена, который прилетел «спасать Армению» и отчего-то загрустил…
Надо заметить, что кисть Седрака не только острая, но и в некотором роде пророческая: деятели, изображенные им в цикле «Сарьян-стайл», с недавних пор вынужденно покинули армянский политический олимп, и теперь в Ереване бытует шутка: «Этот политик/чиновник не прав, ему стоило бы одуматься, а не то Великодный его нарисует».
Седрак — художник свободный. Вопросу, состоит ли он в каких-либо творческих союзах, улыбнулся, прищурившись: «Я анархист».
Посетители выставки в экспериментальном формате The BACK OFF Artwork в мастерской на ул. Пушкина, 4, уверены, что новые оригинальные придумки Седрака Великодного не заставят себя долго ждать, благо есть много что демонстрировать и есть о чем беседовать с автором в теплой и свойской атмосфере. «Красота по-еревански» — однажды некий посетитель оставил на стене свой ёмкий и исчерпывающий отзыв.
Картины и рисунки в разных стилях и техниках, доскональное погружение в тему армянского исторического костюма, своими руками точно воссозданные предметы — кольчуга, шлем урартского воина, сотни детальных зарисовок, неоднократное лауреатство на театральных и кинофестивалях: за работу над спектаклем «Крысы», поставленным на сцене гюмрийского театра имени В. Аджемяна, Седрак был награжден премией «Артавазд», кинолента «Бари луйс» (режиссер Анна Аревшатян) в 2016 году получила главную премию фестиваля «Золотой абрикос» как лучший армянский фильм, «Путь Симона» режиссера Эдгара Багдасаряна был признан лучшим короткометражным фильмом «Золотого абрикоса»-2017 и, кроме того, получил более 30 призов на разных международных фестивалях — во всех этих и других проектах за художественную часть и костюмы отвечал Седрак Великодный, большой затейник и глубокий, серьезный человек. Словом, настоящий ереванский художник. И всем друзьям и гостям его мастерской хорошо известно о том, что с Малевичем он — на «ты».
Евгения Филатова,
блогер, редактор (Армения)
специально для Армянского музея Москвы