Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Критика, которую он давал, превращалась в самую трогательную речь о создании искусства». Профессор и художник Сэм Чакалян

Сэм Чакалян — художник, преподаватель Института искусств Сан-Франциско, которого ученики вспоминают как человека с «умом философа и устами моряка». Скотт Грин, который учился у Чакаляна четыре несколько десятков лет назад, говорит о нём следующие слова: «Он был силой природы или пушечным ядром, летящим по коридорам, и всегда со свитой, следовавшей за ним повсюду».

Сэм Чакалян, середина 1990-х. Фото: Heather Wilcoxon

Сэм Чакалян родился в Шанхае в 1929 году, его отец был одним из трех братьев-армян, которые управляли процветающей сетью местных пекарен во французском стиле. После ранней смерти матери его воспитывала мачеха-китаянка, в которой он души не чаял. Потрясенный японской оккупацией и последовавшими за ней потрясениями, Чакалян переехал в Сан-Франциско со своей мачехой и двумя братьями в 1947 году и поступил в колледж, получив степень младшего специалиста и степень бакалавра в Государственном университете Сан-Франциско по психологии. 2 года он служил офицером разведки армии Соединенных Штатов в Вашингтоне, округ Колумбия, а потом использовал свои льготы по налогу на прибыль, чтобы получить степень магистра искусств в Сан-Франциско.

Сэм Чакалян. "Без названия" (1987). Фото: Magnolia Editions

После создания студии на проспекте Дюбус, где он потом жил и работал до конца жизни, Чакалян начал также выставляться – стены музеев украшали его абстрактные экспрессионистские картины. Одним из кульминационных моментов стала персональная выставка в Мемориальном музее де Янга в 1962 году. В конце 1950-х и начале 60-х годов он занимал различные преподавательские должности, включая замещающую работу в государственных школах и дополнительное преподавание в художественных колледжах. В 1966 году он устроился на постоянную работу в Институт искусств Сан-Франциско, где преподавал следующие 35 лет.

Как и многие профессора искусства его эпохи, Чакалян верил в формирование художников, а не в чёткие правила. Его художественные интересы и методы преподавания были основаны на его исследованиях и процессах живописи как средстве раскрытия различных уровней сознания. Ему не нравились традиционные методы обучения, в том числе использование кистей, но и никогда не высказывался с уничижительной целью в сторону академических методов. Чакалян относился к своим ученикам как к личностям и преподавал строго, но без определенной программы. «Кто-то на нашем семинаре для аспирантов в Калифорнийском колледже искусств и ремесел спросил Сэма в начале семестра, мол “есть ли у него учебная программа”, а в ответ он рассмеялся», – вспоминает один из учеников Беннетт Горовиц.

Сэм Чакалян. “Алмаз в необработанном виде” (1991). Фото: California Art Company

Картины Чакаляна были абстрактными. Его работы конца 1950-х годов включали в себя скомканную и коллажированную шелковичную бумагу. В 60-х годах он перешел к картинам с цветным полем и смелыми, резкими мазками кисти. В 1970-х годах он начал создавать горизонтальные полотна (некоторые шириной до 20 футов) с полосами монохроматического цвета. Чакалян часто наносил краску с помощью ракелей и металлических инструментов еще до того, как немецкий художник Герхард Рихтер прославился своими абстракциями с ракелями.

«В картинах Сэма Чакаляна было гораздо больше смысла, это не просто краски и рисунок. В них был намек на то, что до сих пор трудно выразить словами, но что-то очень простое. Я думаю, его творчество стремилось к тому, чтобы выдвинуть эротику прикосновения на передний план, и этот атрибут применим ко всем хорошим картинам любого исторического периода», – Марк Ван Пройен, художник и критик.

Сэм Чакалян. "Без названия" (1987). Фото: Magnolia Editions

Методы преподавания Чакаляна соответствовали напряженной атмосфере на его семинарах. Джесси Вайдел, который учился у него в 1980-х годах, вспоминает, что «он (преподаватель) всегда снова и снова прокручивал одну и ту же песню Led Zeppelin, расхаживал по комнате и кричал: ”Ваши рисунки должны быть сильными, как эта музыка"». Легендарные сеансы критики Чакаляна были похожи на его позднее творчество: продолжительные и долгие. «Я был свидетелем того, как критика, которую он давал, превращалась в самую трогательную речь о создании искусства, которую я когда-либо слышал. Это началось с небольшой группы и его критики по поводу одной картины. В течение часа комната уже была забита людьми. Все были загипнотизированы тем, что он говорил, и когда он закончил, некоторые студенты потеряли дар речи, в то время как другие аплодировали», – вспоминает один из его студентов Роберт Хайятт. Несмотря на его вспыльчивое поведение и энергичность, многие ученики Чакаляна описывают его как «великодушного» человека, а Стивен Фолк вспоминает, как преподаватель как-то купил жареных уток в Чайнатауне, чтобы раздать их голодным пожилым людям.

Сегодня картина Чакаляна «Hitwood» (1977) висит во втором терминале Международного аэропорта Сан-Франциско, где его друзья и бывшие студенты часто останавливаются, чтобы подольше посмотреть на эту картину. Каждому из них было сложно в процессе обучения, зато ни один студент теперь не забудет профессора Сэма Чакаляна и его семинары.

Источник: hyperallergic.com