10 дней из жизни Арама Хачатуряна: в Москве прошёл показ фильма «Танец с саблями»
21 января в московском кинотеатре «Формула кино Горизонт» состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Танец с саблями», рассказывающего историю создания одного из самых популярных и исполняемых музыкальных произведений в мире. В широком прокате фильм можно будет увидеть с 30 января.
Прославленный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арам Хачатурян написал всего лишь за восемь часов. Что предшествовало его написанию? Ведь Хачатурян изначально вовсе не планировал включать ещё один танец в финальное действие своего балета. Какие люди окружали композитора? Что он переживал и какие чувства испытывал? Во всём этом и предприняли попытку разобраться создатели картины.
На показе фильма «Танец с саблями» присутствовал его режиссёр и сценарист Юсуп Разыков. Перед началом просмотра он обратился к собравшимся в зале зрителям. «„Танец с саблями“ был создан по пути, свойственном тогда культуре Советского Союза, — по принуждению. Буквально за несколько дней до премьеры балета „Гаянэ“ Хачатуряну вдруг стали навязывать ещё один танец. Он очень сопротивлялся, потому что считал, что гармония балета уже достигнута. Но он всё же согласился. Снимая этот фильм, я хотел разобраться, о чём думает художник, когда создаёт своё произведение. В данном случае — что человек, композитор, пережил, чтобы создать подобное произведение за восемь часов?» — рассказал Юсуп Разыков.
Десять дней, в течение которых разворачиваются события фильма, отразили не только жизнь великого композитора, но и всей страны. Действие происходит в 1942 году в Перми, тогдашнем Молотове, куда был эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета. Театр усиленно готовится к премьере балета «Гаянэ».
«Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл», — вспоминал Хачатурян. Эти слова получили воплощение в эпизоде фильма, где недавно выписанные из госпиталя солдаты приходят в Пермский театр. Арам Хачатурян прилагает все свои усилия, чтобы они «увидели что-то красивое». На сцену выходят балерины в «Танце розовых девушек». Солдаты очарованы происходящим на сцене. Прекрасная музыка постепенно сменяется другой. Зрителя оглушают звуки войны — скоро солдатам снова возвращаться на фронт.
Арама Хачатуряна в фильме неотступно преследуют образы прошлого. Мыслями он возвращается в своё детство, где его крепко обнимала мама. На контрасте с заснеженными улицами уральского города предстают зелёные дали его родины. Перед глазами постоянно всплывает образ Каро, который, глядя на Арарат, сказал ему однажды, что очень важно помнить, иначе всё напрасно. Так в фильме прочерчивается тема Геноцида армян, жертвам которой композитор посвятит свою Симфонию № 2.
У каждого Моцарта есть свой Сальери. В фильме он есть и у Арама Хачатуряна — партийный функционер из Ленинграда. Их противостояние, завершившееся победой таланта Хачатуряна, в очередной раз рассказало, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». И стены театра оглашаются «Танцем с саблями».