Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сестра Аршила Горки на картине Давида Бурлюка: история ранее неизвестного портрета

В 1922 году «отец русского футуризма», поэт и художник Давид Бурлюк вместе с женой Марией Никифоровной и сыновьями переехал в США. Там он познакомился с другим талантливым художником — Аршилом Горки, эмигрировавшим двумя годами ранее. Между творцами завязалась дружба, они много беседовали об искусстве: Горки даже некоторое время жил у Бурлюка, а после смерти спасшегося от Геноцида художника его сестры нередко навещали семью футуриста. В один из таких визитов Давид Давидович написал портрет сестры Аршила Горки, который спустя несколько десятилетий был обнаружен у коллекционера Сергея Денисова.

Слева: Давид Бурлюк. Справа: Аршил Горки
Фото: artifex.ru, sothebys.com

В 1950-е годы Давиду Бурлюку, которого Владимир Маяковский называл своим учителем, написал молодой коллекционер и журналист из Тамбова Николай Никифоров. Переписка переросла в многолетнюю дружбу: художник называл коллекционера «сын Коля» и впоследствии даже действительно усыновил его (этой версии придерживается в том числе Сергей Денисов). С каждым своим письмом Давид Давидович высылал Николаю Алексеевичу подарки, среди которых были ценные записи, автографы известных людей, антикварные вещи, свои архивы и, конечно, картины. Так Никифоров стал хранителем наследия Бурлюка, а после смерти тамбовского коллекционера оно перешло другому собирателю ценностей — его ученику Денисову.

Давид Бурлюк. Портрет сестры Аршила Горки
Фото предоставлено коллекционером Сергеем Денисовым специально для Армянского музея Москвы

Недавно во время работы с архивом создателя частного литературно-художественного музея был обнаружен портрет сестры Горки, написанный Бурлюком. После смерти художника в 1948 году его сестры продолжали бывать в семейном поместье Давида Давидовича в Нью-Йорке. В одну из таких встреч маэстро создал ту самую картину. Это — портрет с натуры размером 36 на 27 сантиметров, написанный в смешанной технике (тушь, карандаш) на особой фотографической бумаге EMBOSOGRAF N.Y. Внизу — подписи «BurLiuk, сестра худ. Арш. Горького» и «грузинка-армянка». Перед отправкой в Тамбов мастер добавил «читай Маруся об Арг. Горьком». По данным Сергея Денисова, эта надпись была адресована супруге Николая Никифорова Марии.

Давид Бурлюк. Портрет сестры Аршила Горки
Фото предоставлено коллекционером Сергеем Денисовым специально для Армянского музея Москвы

Сейчас эта картина — уникальное наследие Давида Бурлюка и ценный портрет, рассказывающий о семье Аршила Горки, — находится в коллекции Сергея Денисова.

Армянский музей Москвы благодарит коллекционера Сергея Николаевича Денисова и его официального представителя Кузнецова Максима Сергеевича за предоставленную информацию


В заключение приведем отрывок из книги поэта и журналиста Ноберта Евдаева о жизни Давида Бурлюка в США:

«Сын Давида Бурлюка Николай рассказывал нам, что их дом, мастерская, беседка перед домом, гостиная, где накрывался Марусей стол, были местами многочисленных встреч отца с друзьями. Сын Мозеса Сойера Дэвид, с которым мне предоставилась возможность встретиться, рассказывал, что отец брал его с собой на эти встречи, где часто устраивалось “русское застолье”. Там была настоящая русская еда, веселье и произносились длинные тосты, распевались русские песни под гитару, на которой прекрасно играл Николай Циковский.

Давид и Мария Бурлюк в своем доме в Хэмптон Бейз, 1942
Фото: Ноберт Евдаев. Давид Бурлюк в Америке

По рассказам родных, великодушие и бескорыстная щедрость души, желание поделиться мыслями, выходили у Давида Бурлюка за пределы обычных дружеских бесед и невольно переходили на чтение своих стихов и рассуждения на темы, связанные с искусством. Своим мощным интеллектом он безусловно оказывал влияние на художественное мировоззрение его друзей. Общение было насыщено энергетикой поэзии и создавало атмосферу высокого эстетического накала. Николай Бурлюк рассказывал мне, что их часто навещал Арчил Горки и в беседке перед домом, которая сохранилась до наших дней, любил слушать отца. Они проводили долгое время в беседах об искусстве. Можно предположить, что Давид Бурлюк повлиял на его мировоззрение и поддерживал революционные устремления Арчила Горки, который в то время не мог даже подумать, что наши современники отнесут его вместе с Де Кунингом к основателям нового движения — абстрактного экспрессионизма и его работы будут украшать залы нью-йоркского Музея современного искусства и других самых известных музеев мира.

Давид Бурлюк с женой и сыновьями перед своим домом в Бруклине
Фото: Ноберт Евдаев. Давид Бурлюк в Америке

Конечно, нельзя утверждать, что именно поэзия Бурлюка явилась элементом генерирования у Арчила Горки, особого, найденного в дебрях своего воображения, непохожего ни на какой другой своего абстрактного экспрессионистского стиля. Вместе с тем имеется много ярких примеров влияния поэзии на творчество живописцев».

(Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке, 2008)

Обложка: Н. Фешин. Портрет художника Д.Д. Бурлюка (Д.Д. Бурлюк читает лекцию), 1923. Фото: rusmir.media