Художник Петрос Контураджян. Французская экспериментальность и армянское видение мира
Есть художники, чьи работы сначала рассказывают их собственную историю и только потом раскрывают окружающую действительность. Что бы они ни рисовали — пейзаж, натюрморт или портрет, — все это лишь способ выражения их внутренней жизни. Одним из таких художников можно считать Петроса Контураджяна. Его произведения глубоко индивидуальны, пропитаны личным горем и опытом жизненных трудностей, что, однако, не мешает ему сохранить трепетное отношение к жизни и вдохновляться ею. О судьбе художника, нашедшей выражение в его творчестве, рассказывает искусствовед Рузанна Лазарян.
Эдессия – Париж
Биография Петроса Контураджяна не из самых безоблачных. Родился он в 1905 году на юго-востоке Османской империи, в Эдессии. Ему было всего 10 лет, когда началась Первая мировая война, а следом и Геноцид армян. Петрос потерял своего отца во время героической самообороны Урфы, а вскоре он лишился и матери. В живых остались только он сам, его брат Аршак и младшая сестра. Тогда и начались скитания по миру — в одиночестве, без родительской заботы и тепла…
В 1923 году Петрос и Аршак в поиске места под солнцем переехали в Париж, «Мекку художников». Петрос по ночам работал, чтобы содержать семью (тех, кто выжил), днем же ходил в свободные академии. Его главными учителями стали работы классических мастеров, которые он мог видеть в Лувре. Ближе всех Контураджяну по духу оказался Сезанн, ставивший на первое место цвет и форму и только на второе — содержание.
Напомню читателю, что описываемый нами период (первая четверть XX века) был для Франции довольно плодотворным, но также и хаотичным. Молодые художники старались заново открывать для себя окружающий мир и освободиться от сковывающих академических традиций. Экспериментальным поискам этого времени способствовала Первая мировая война, которая кардинальным образом изменила отношение людей к жизни. Жизнь предстала перед ними как нечто эфемерное, непостоянное и лишенное всякого смысла. В таких обстоятельствах искусство наравне с философией взяло на себя обязанность восстановить языком цвета и линии былую гармонию и уравновешенность бытия.
Петрос Контураджян, оказавшись в эпицентре формирования разных художественных направлений, должен был как-то отстоять свою позицию и не потерять лицо — и это ему удалось. Наследник сезанновской традиции, Контураджян видит мир через призму своего субъективного опыта, который в первую очередь носит горькую печать Геноцида. Этот опыт трансформируется в меланхолию, поэтическую грусть и тоску по тому райскому миру, который художник потерял в детстве. И именно экспрессивный язык XX века служил способом для выражения тягот и несчастий его детства. Если посмотреть на пейзажи Контураджян, то по своему колориту они напоминают работы Сезанна, которые, однако, не отягощены бременем тяжелой жизни и безрадостного существования.
Французская экспериментальность и армянское видение мира
Пейзажи Контураджяна не просто копируют действительность, они проникнуты безмерной печалью. Это пустынные места, брошенные людьми, у них будто своя собственная история — глубокая и философская. Чисто-синее небо и безлюдное пространство передают чувство тревоги и одиночества.
Портреты — самые экспрессивные работы Петроса Контураджяна. В них, безусловно, чувствуется наследие кубистов, они тяжеловесны и линейны. Его герои нежизнерадостны, они немое изображение человеческой участи — реалистичной и правдоподобной. Даже его обнаженные натурщицы не передают женскую поэтическую красоту, художника это вовсе не волновало. Они либо сидят, либо лежат, они неспокойны, наедине со своими мыслями.
В творчестве Контураджяна соединяются французская необузданная экспериментальность и армянское реалистическое видение мира во всех смыслах. Именно тяжелый опыт Геноцида помогает художнику пережить невзгоды Первой мировой войны, которая, как молния, поразила Европу. Если другие зарубежные художники, оказавшись в безвыходном положении, решают раздробить мир, разрушить все его конструкты (как, например, кубисты и дадаисты), то местные армянские художники, уже имевшие тяжелый пройденный путь, смогли преодолеть эту фазу творческой депрессии, где человеческая жизнь равняется с землей и творчество теряет всю свою возвышенную направленность.
Как можно охарактеризовать творчество Петроса Контураджяна? В одном французском журнале того времени о художнике писали: «Ему удается полностью выразить, передать то чувство, которое живет в натуре». Работы Контураджяна лишены разных примесей хаотичных эмоций, в них он оставляет лишь самое важное и существенное.
Возвращение на родину
Петрос Контураджян, почти всю свою жизнь проживший в прекрасной и роскошной французской столице, после Второй мировой войны принял решение вернуться на родину. Настолько в нем была сильна верность и преданность своему народу, что, несмотря на горькую разлуку с близкими людьми и со своими произведениями, художник с улыбкой и с большой воодушевленностью уезжает в Армению.
Кто бы подумал, что известный модернист мог радоваться должности обыкновенного художника в средней школе Ленинакана?! Но Контураджян забывал об одном обстоятельстве: если Франция со своей открытостью к экспериментам и скачкам воображения давала художникам и мыслителям открыто проявлять себя, не стесняя их потенциал, то советская реальность ограничивалась своей идеологией, в искусстве проявляемой соцреализмом.
До нас дошло описание недопонимания между местными мастерами и Петросом Контураджяном, а также одного из бесцеремонных случаев, который продемонстрировал, что в Армении не смогли рационально оценить западные новшества. Об этом рассказал художник Симон Галстян: «В Бюракане один смельчак из группы художников, которые были далеки от основных, существенных вопросов живописи, осмелился позвать Контураджяна к себе, сказав „давай, сядь рядом со мной, я тебя научу реалистической живописи“».
Именно здесь, в Бюракане, художник неожиданно заболевает. Причиной его смерти послужил неприятный казус. Рассказывают, что художник, находясь в больнице, разбил чашу с водой, пытаясь ее осколками нанести себе раны. А потом, прося медсестру дать выйти на минутку из комнаты, сбросился с пятого этажа. Так, в 1956 году художник скоропостижно скончался, оставив поклонников его творчества в неразрешенных сомнениях.
Тем не менее, несмотря на непонимание соотечественников, Петрос Контураджян занял свое почетное место среди армянских художников Франции, связанных общим историческим опытом — потерей родины, попытками найти себя на чужбине, совмещением творческой деятельности с ремеслом для поддержания своего существования.
Каждый художник по-своему решал экзистенциальную проблему тотального одиночества среди безразличного общества и уничтожающих ценность человеческой жизни войн. Если Жансем находит спасение не только своей личности, но и всей европейской цивилизации в эстетике как возобновлении ценности природной красоты, а Гарзу в этике — в возвращении к истокам и нравственным постулатам, то творчество Контураджяна зиждется на поэтическом, меланхолическом созерцании внешнего мира, где человек должен на минуту оторваться от мировой суеты, чтобы заметить свою внутреннюю сущность.
Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
Заглавная иллюстрация: Петрос Контураджян. «Возвращение». Национальная галерея Армении