Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Петрос Дурян. «Яркий, огненный штрих» в истории армянской поэзии

Творческий путь западноармянского поэта и драматурга Петроса Дуряна длился четыре коротких года. «Прорезав небосклон армянской литературы как яркий метеор», он ушёл из жизни, когда ему было всего лишь двадцать лет. Наиболее плодотворным для поэта оказался 1871-й — последний год его жизни. Тогда им были написаны двадцать шесть из сорока дошедших до нас стихотворений.

Петрос Дурян обладал гениальным даром. На пороге смерти он, измождённый туберкулёзом, создал поразительно глубокие и совершенные произведения, которым суждено было обессмертить его имя. «Он явился, чтобы стать опорой моста, исполинская дуга которого, перекинутая с берега на берег, должна была соединить айрены и Варужана, Саят-Нову и Терьяна. Он — первый гений нашей новой лирики и всегда будет стоять рядом с последним гением, потому что он не стареет, как не стареют улыбка и стон, смех и рыдание», — говорил о Петросе Дуряне спустя годы Паруйр Севак.

Настоящая фамилия Петроса Дуряна — Змпаян. Он родился 20 мая 1851 года в семье бедного ремесленника в пригороде Константинополя Скютари (ныне район Стамбула Ускюдар). Учился в местной школе. Под влиянием своего учителя французского языка, известного драматурга Срапиона Тхляна, с юных лет проявил интерес и любовь к театру, переводил для армянского национального театра в Константинополе драмы Шекспира и Гюго. Дурян начал писать уже в школьные годы, создавая поэтические, прозаические и драматические произведения. «Родившись в бедной семье константинопольского армянина, учившийся только в народной школе, не имевший никаких покровителей или влиятельных друзей, Дуриан одному себе обязан и своим образованием, и своими успехами в литературе. Страстный, порывистый, но настойчивый, Дуриан всю жизнь боролся…» — писал о поэте Валерий Брюсов в своём историко-литературном очерке «Поэзия Армении и её единство на протяжении веков» (1916).

Петрос Дурян. Фото: Армянские поэты нового времени (Советский писатель, 1983)

Окончив школу в 1867 году, Петрос Дурян работал писарем, домашним учителем, аптекарем, актёром. Любовь к литературе, вопреки тяжёлым жизненным условиям, побудила его оставить работу и посвятить себя творчеству. В этот период он пишет мелодраму «Вард и Шушан», аллегорическую пьесу «Изгнанник в Сибири», посвящённую революционеру-демократу Микаэлу Налбандяну, исторические трагедии «Чёрные земли, или Последняя араратская ночь», «Арташес — завоеватель мира», «Падение династии Аршакидов» и «Нашествие персов на Армению». Последняя его драма — «Театр, или Отверженные». Почти все пьесы Дуряна были поставлены при его жизни.

Всё, что вышло из-под пера Дуряна, отмечено не только печатью таланта, но и зрелостью мысли. Ему удалось глубоко постичь социальную сторону исторических и современных ему событий. Так, в его пьесе «Падение династии Аршакидов» дочь простого воина Шаандухт, похищенная деспотом-царём, с горечью думает: «Как же они различны, хижина и дворец! Между ними — пропасть, во тьме которой с факелом в руке возвышается справедливость: хижина содрогается от ветра, а дворец — от своих преступлений…».

Поэтическое наследие Петроса Дуряна составляет 41 стихотворение. В периодической печати ему удалось опубликовать всего несколько стихотворений. Первый сборник поэта «Песни и драмы» вышел в свет уже после его смерти в январе 1872 года.

Иван Айвазовский. «Вид Константинополя при лунном освещении», 1846 / wikimedia.org

Стихотворения Петроса Дуряна стали венцом его творчества. Он создал неповторимый поэтический мир, в котором переплелись любовь и мука, грёзы и надежды. В нём нашли отражение взаимоотношения личности и общества, человека и природы.

Исходным моментом для осмысления проблемы взаимоотношений личности и общества стала жизнь самого Петроса Дуряна, о которой он говорил в одном из писем: «Вот юноша, явившийся на белый свет лишь затем, чтобы увидеть и ощутить свою смерть и несчастье». Лирический герой Дуряна чрезвычайно чуток к царящим вокруг несправедливости, равнодушию и унижению человеческого достоинства, он болезненно переживает острые противоречия между идеалом и действительностью, с которыми сталкивается на каждом шагу. В стихотворениях поэта предстаёт трагедия одинокого, непонятого и отвергнутого человека, объятого сильными чувствами и яркими мечтами («Озеро», «Мне говорят»).

…Я толпою оттеснён:
«Только тень да лира он».
Кто-то молвил: «Бледен, хил».
А другой — «Умрёт!» — решил.

И никто не пожалеет
И не скажет: «Что в нём тлеет?
Если мир его поймёт,
Может, он и не умрёт…»

И не скажут: «Вскроем сердце,
Вынем горе, чтоб всмотреться
И прочесть… Там боль видна…»
Там пожар — не письмена!

«Озеро» (отрывок), 1871

Многие стихотворения Петроса Дуряна посвящены любви. В них по-прежнему присутствует ощущение трагизма бытия. Поэт и в любви не находит мирного пристанища. Лирическому герою предстоит испытывать лишь муки: его страсть, восторг и самоотверженность остаются безответными («Любовь», «Отказ», «Я полюбил тебя», «Прощай», «Черным-чёрное»).

Раздумий смерч меня повлёк
И жгучим ядом душу ест.
Сглотнув мечту в один присест,
Насмешливо скривился рок.
Ждёт, ждёт укромный уголок,
Где надо мной поставят крест…

О, пламенный, тоскливый жар!
Я раб и пленник адских чар!

«Отказ» (отрывок), 1871

И всё же любовь в поэзии Петроса Дуряна никогда не утрачивает своего высокого смысла, неизменно оставаясь романтически недостижимым идеалом. Она не только безраздельно охватывает лирического героя, но и словно сообщает всему вокруг свою душу и краски, становится мерилом прекрасного. То или иное явление природы — от благоухающего цветка и до звёзд в небе — потому и дорого поэту, что напоминает любимую («Фиалка», «С нею», «Боготворю её»).

Но тайна наших сердец
Живёт в душистой траве,
Живёт в сиянии звёзд
И в шелестящей листве.

Обет друг друга любить
Храним мы свято с тех пор,
От страшной клятвы такой
Созвездий дрогнул узор.

И беспредельность миров
К нам обернулась лицом,
И нас природа сама
Венчала звёздным венцом.

«С нею» (отрывок), 1871

Сколь ни сильны и драматичны были личные переживания поэта, они не делали его безразличным к судьбе родины. Для Петроса Дуряна идеал свободной родины был связан с представлениями о равенстве и мире между людьми и народами. Ему было горько покидать мир молодым, но бо́льшее мучение приносило осознание того, что он не в силах помочь своему народу («Истинное страданье»).

Жить в подземелье, в нищете,
Где смрадом стеснено дыханье,
Всегда терпеть, всегда болеть —
О нет, не это есть страданье!

Но в мире быть сухим листом
И, гнёт народного страданья
Не облегчив, безвестно пасть —
О, только это есть страданье!

«Истинное страданье» (отрывок), 1871

«Юноша Дуриан остаётся в истории армянской поэзии как яркий, огненный штрих: среди других, более спокойных поэтов он показал, что значит в творчестве „темперамент“, сила непосредственных переживаний, часто не только заменяющих „школу“, „технику“, но безмерно возвышающихся над ними…» — такую оценку Валерий Брюсов давал творческому наследию Петроса Дуряна.

МОЯ СМЕРТЬ

Если смерти ангел бледный
Мне предстанет, взор склонив,
Свеет скорбь рукой победной —
Знайте: я, как прежде, жив!

Если светом бледным свечи,
Ложе смерти озарив,
Мне зальют лицо и плечи —
Знайте: я, как прежде, жив!

Если друг, в слезах, быть может,
Льдистым саваном обвив,
В чёрный гроб меня положит —
Знайте: я, как прежде, жив!

Если колокол застонет —
Смерти смех, её призыв,
И мой гроб в толпе потонет —
Знайте: я, как прежде, жив!

Если близкие, с рыданьем
Гроб в могилу опустив,
Не промедлят с расставаньем —
Знайте: я, как прежде, жив!

Если ж та могила станет
Всем чужой и навсегда
Память обо мне увянет —
Знайте, что я мёртв тогда!

1871

Петрос Дурян осознавал, что пока живёт память о человеке и его делах, продолжает жить и он сам, а подлинная смерть — это утрата памяти. Поэт, оставшийся вечно молодым, продолжает жить в памяти народа, навечно вписав своё имя в историю армянской литературы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Армянские поэты нового времени / сост., биогр. справки, примеч. М.Г. Джанполадян, А.С. Шаруряна ; вступ. ст. Э.М. Джрбашяна. — Ленинград : Советский писатель : Ленинградское отделение, 1983.

2. В.Я. Брюсов. Поэзия Армении и её единство на протяжении веков, 1916.

Фото обложки: lit.ionb.ru

Публикация подготовлена: Рипсиме Галстян