Пётр I и армянский народ: к 350-летию российского императора
9 июня исполняется 350 лет со дня рождения Петра Великого. Первый российский император известен не только победоносными войнами и культурными преобразованиями, но и налаживанию армяно-российских отношений. Именно Пётр I, понимая значимость армянского присутствия в только что возведённом Санкт-Петербурге, обеспечивал купцам более комфортные условия торговли, и именно при нём была образована первая в России епархия Армянской апостольской церкви в Астрахани. А спустя годы образ российского правителя отразился в искусстве художников-армян. Подробнее – на сайте Армянского музея Москвы.
Появление армян на Руси относят ещё к IX веку – во время раскопок в Московском Кремле была обнаружена армянская монета 868 года. На протяжении столетий армянские купцы вели торговлю через крупнейшие города – русско-армянские связи крепли. А в начале XVIII века Пётр I, продолжая дело отца Алексея Михайловича, издал ряд указов, закрепляющих положение армян в государстве.
Несмотря на почти тысячелетнее (к 1700-м годам) пребывание армян в России, свои церкви им строить не разрешали, в православные также не допускали. При этом ещё в XII-XIII веках в новгородском храме Спаса на Нередице появилась фреска с изображением Григория Просветителя, в XV столетии архиепископ Евфимий воздвиг в Новгороде церковь «Святаго Григория Великая Армении», а один из девяти приделов московского храма Василия Блаженного, завершённого в XVI веке, по приказу Ивана IV Грозного был освящён во имя того же святого – первого католикоса Армении Григория Армянского. Но этого было недостаточно. Все изменилось в эпоху Петра I.
Армянская церковь в России в период правления Петра I
Значимым событием в жизни всех неправославных христиан России стал «Манифест Петра Великого» 1702 года, в котором провозглашался принцип веротерпимости:
«И понеже здесь в столице нашей уже введено свободное отправление богослужения всех других, хотя и с нашей Церковью не согласных христианских сект, того ради и оное сим вновь подтверждается таким образом, что по дарованной нам от Всевышнего власти, совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о блаженстве души своей. И так мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю никто как в своем публичном, так и в частном отправлении богослужений обеспокоен не был, но при оном содержании противу всякого помешательства защищен был. Буде же случится, что в каком-либо месте нашего государства или при наших армиях и гарнизонах, не будет настоящего духовного чину проповедника или церкви, то каждому позволено будет не только в доме своем самому и с домашними своими службу Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые пожелают у него собраться, для того, чтобы по предписанию всеобщего постановления христианских церквей, единогласно восхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение».
Проявлял веротерпимость и сам Пётр Великий. При нем в Астрахани, согласно А. Лебедеву, была построена первая армянская церковь в России – сперва деревянная, а в 1706 году правитель распорядился воздвигнуть на её месте каменную. В 1717 году образовалась первая в государстве епархия Армянской апостольской церкви, центр которой находился там же, в Астрахани. Вскоре армянам позволили совершать богослужения в Москве, в храме при посольском дворе (разрешение на строительство собственной церкви в Санкт-Петербурге и Москве при Петре получить так и не удалось из-за Священного Синода).
Во время персидского похода 1722-1723 годов император «присутствовал в храмах армянского исповедания, удостаивал и знатное духовенство своим посещением, приглашая армян к водворению в Россию». Историк Сергей Глинка писал: «Армяне на призывный голос Петра, сливавшийся с голосами их сердец, спешили целыми семействами переселяться и водворяться в пределах России».
Пётр I на картинах художников-армян
Пётр I стал героем монументального полотна Ивана Айвазовского, которое недавно снова выставили в Русском музее после реставрации к 350-летнему юбилею императора. Картина «Пётр I при Красной Горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» была написана выдающимся маринистом в 1846 году.
Её сюжет повествует о взятии правителем Выборга в 1710-м. Галеры и провиантские суда, направлявшиеся к осаждённой русскими полками крепости, 1 мая остановились на ночь возле Красной Горки (сейчас – поселок Большая Ижора). Однако вскоре из-за льдов корабли едва не унесло в открытое море. Айвазовский запечатлел, как Пётр, спасая свой флот, разжигает на берегу костёр, служащий маяком. Через неделю корабли смогли доставить провиант, а затем удалось и взять крепость. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
Иллюстрация с изображением Петра Великого принадлежит еще одному художнику-армянину – Миграну Сосояну, известному графику и оформителю множества книг. Мастер запечатлел российского правителя с Исраэлем Ори, дипломатом и борцом за освобождение Армении от влияния Персидской и Османской империй. В 1701 году Ори прибыл в Россию, чтобы встретиться с Петром и представить ему проект освобождения Армении при участии России. Вероятно, именно эту встречу и изобразил Мигран Сосоян. Работа заслуженного художника Армянской ССР была представлена в серии «Великая Россия протянула нам руку братства» и сейчас хранится в Национальной галерее Армении.
Подготовлено по материалам: spbda.ru, armchurch.ru, wikipedia.org, rusmuseumvrm.ru, gallery.am