К 100-летию Сергея Параджанова: подборка материалов о великом режиссере
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого режиссера Сергея Параджанова. Своими фильмами — «Цвет граната», «Тени забытых предков», «Ашик-Кериб», «Легенда о Сурамской крепости» — он внес огромный вклад в мировой кинематограф. В юбилей мастера редакция Армянского музея публикует подборку текстов о его жизни и произведениях.
Парадоксы дружны с гениями, ― замечал Пушкин. Так и с Сергеем Параджановым: и в его жизни, и в произведениях соседствуют вещи, на первый взгляд несочетаемые. Редакция Армянского музея Москвы делится отрывком из статьи поэта Геогрия Кубатьяна, где он приводит свои размышления об этих противоречиях и о том, как их можно разрешить.
Сергей Параджанов вошел в мировую историю как выдающийся режиссер, создатель знаменитых «Теней забытых предков» и «Цвета граната». Впрочем, кинематографом его таланты не ограничиваются. О художественном мастерстве — коллажах и инсталляциях — известно многим. Однако Параджанов обладал также невероятной музыкальной одаренностью: помнил наизусть целые оперы и давал концерты друзьям. Кроме того, он увлекался и танцами и даже сам ставил их для своих фильмов. Но почему же Сергей Иосифович при таком множестве талантов и несмотря на все трудности выбрал именно кино? Об этом можно лишь только догадываться.
17 декабря 1973 года в своей квартире в Киеве Сергей Параджанов был арестован. Суд, состоявшийся в апреле 1974 года, приговорил его к пяти годам строгого режима. Но творец не был покинут: все годы заключения его поддерживали близкие: бывшая жена Светлана, сын Сурен, друзья Андрей Тарковский, Юрий Никулин и Лиля Брик, которой он подарил «Плачущую Джоконду», один из своих «тюремных» шедевров.
Вклад Сергея Параджанова не только в советский, но и в мировой кинематограф неоспорим. Но помимо того, что Параджанов снимал фильмы, он также был автором многочисленных изобразительных произведений: инсталляций, коллажей, ассамбляжей, рисунков, скульптур. Большая часть работ мастера хранится в ереванском Музее Параджанова. Об этих, менее известных произведениях Параджанова в статье Аси Ерицян.
Фильм «Тени забытых предков» не только прославил Параджанова, но и стал последним в его украинском цикле. Долгое время было принято считать, что именно после этой картины начались злоключения Параджанова: арест и четыре тяжелых года в тюрьме. Сегодня, в день рождения режиссера, редакция Армянского музея рассказывает о главных мотивах этого фильма: любви и смерти.
До ареста 1973 года Параджановым был написан и практически запущен в производство сценарий фильма «Чудо в Оденсе» по сказке «Оле-Лукойе». Роль Андерсена должен был исполнить Юрий Никулин, но совместной работе режиссера и артиста не суждено было состояться.
Сергей Параджанов — «маг-волшебник мира кино». Режиссёр, создавший уникальный поэтический киноязык, пронизанный загадками и тайнами, красотой и чудесами. Редакция Армянского музея приводит отрывок из книги «Параджанов» Левона Григоряна, посвященный особенностям его самого знаменитого фильма — «Цвет граната».
32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии (European Film Awards). Это была самая первая премия Киноакадемии. Параджанов вошёл в число лауреатов, наряду с французом Луи Малем и португальцем Мануэлем де Оливейра. Гран-при фестиваля в 1998 году получил Вим Вендерс за картину «Небо над Берлином». Редакция Армянского музея Москвы приводит отрывок из книги «Параджанов» Левона Григоряна, посвященный этому фильму.
Лекции о «Цвете граната»
В лектории Армянского музея прошел цикл из трех лекций эксперта кино Георгия Нерсесова о фильме «Цвет граната». Сегодня их можно посмотреть в записи. В первой части лектор обсуждает о ту часть «Цвета граната», которая рассказывает о детстве Саят-Новы.
Во второй части цикла Георгий Нерсесов рассказывает о юности Саят-Новы в «Цвете граната», а также о классической образности древневосточных религиозных текстов.
В заключительной лекции о «Цвете граната» Георгий Нерсесов рассуждает о фильме в целом, разбирая его кадр за кадром.
Обложка: фото из открытых источников