Лента Сергея Параджанова "Золотые руки"
Легендарный режиссёр Сергей Параджанов был поклонником украинского народного творчества, о нем он снял несколько документальных фильмов. В их числе и фильм "Золотые руки" (1960). В нём режиссёр пытался показать самобытный талант мастеров со всех уголков Украины, познакомить зрителя с их творчеством в самых разных его формах и проявлениях. Неудивительно, что и озвучен фильм на украинском языке.
Впрочем, лента эта в 34 минуты считается одним из проявлений слишком долгого режиссерского раскачивания перед рывком, который случился только в режиссуре "Теней забытых предков" (1964). Впереди еще один неудачный фильм "Цветок на камне" (1962), в том же году его постигает и кризис в личной жизни - он разводится со Светланой Щербатюк.
Но вот пишет о "Золотых руках" критик, режиссер и близкий друг Параджанова Левон Григорян в книге "Параджанов " из серии ЖЗЛ.
"Об этой работе тоже говорили, что Параджанов в ней наконец-то блеснул талантом и, погрузившись в столь любимый им мир народного творчества, подготовил площадку для будущего взлета. Увы, даже погружение в мир действительно любимых им народных умельцев - гончаров, резчиков по дереву, стеклодувов - дает все тот же скучный и банальный результат. Казалось, тут не официальные, удостоенные государственного статуса герои, да и на дворе все-таки уже 60-ый год. Блесни, наконец.
Нет, не блещет, и здесь старательно поет оду партии. Отмечает ее трогательную заботу о народных мастерах и то, как они в ответ благодарно вышивают образ Ленина на ковре, воспевают дружбу народов и даже в своих скромных работах идут в ногу со временем и создают идейно верные работы.
Под революционную музыку "Варшавянки" возникают вылепленные и вырезанные из дерева буденновцы, несущаяся тачанка. Зато в разговоре о тяжелом прошлом возникают под зловещую музыку вырезанные из дерева кресты. Вот как раньше измывались над народными умельцами, вот что попы заставляли их вырезать. Из какого мрака наконец вышли.
Фильм снова завершает торжественная кантата во славу партии родной, принесшей счастье и освобождение от ига и мракобесия.
Но посмотреть эти фильмы или хотя бы получить представление о них необходимо. Без этого невозможно понять и представить метаморфозы Параджанова".