Образ героя в творчестве художника Эдуарда Исабекяна
120 работ в галерее и прижизненная слава певца героического армянского народа — всё это об Эдуарде Амаяковиче Исабекяне — художнике, который создал в армянской живописи образ непокоренного и гордого хозяина своей земли.
Одна из самых ярких работ Исабекяна — «Давид Бек». В ней доминирует идея победы. Это не вымышленный, а исторический образ героя. В центре композиции изображен Давид Бек вместе со знаменосцами и воинами в красноречивых позах. Мы видим, что враг не только повержен, но и признал свое поражение. Он склонился к ногам армянского предводителя. Исследователи живописи отмечают, что в работе «Давид Бек» ощутимо влияние французского романтизма Делакруа и работа во многом наследует идеям картины «Вход крестоносцев в Костантинополь». Вместе с тем, использованные Исабекяном приемы, не мешают работе являть собой пример высокого мастерства в художественной интерпретации национальной идеи.
Будущий живописец родился 8 ноября 1914 года в городе Игдир уезда Сурмалу в Османской империи. Отец его, Амаяк, занимался земледелием и торговлей, а мать, Сатеник, как это испокон веков повелось в укладе замужних армянок, была домохозяйкой.
Начался Геноцид. Не сразу, а только в 1918 году семья Исабекян ушла из Игдира на северо-восток, спасаясь от турок. Исабекяны до последнего держались за свой дом и родину. Первые два месяца изгнания они провели в Эчмиадзине, пытаясь сориентироваться на новом месте, после чего переехали в Ереван, решив пустить там корни. Детство Эдуард Исабекян опишет в своей автобиографической книге, пересказывающей детские годы, проведенные в Игдире, — годы преследования армян.
Став художником, Эдуард Амаякович избрал для себя приоритетным героический жанр. Многие его работы — классика армянского искусства — не случайно министерство культуры утвердило проект создания галереи Исабекяна в Ереване, открывшейся в 2013 году на проспекте Маштоца.
Картины «Аварайрская битва», «Ответ Езигерду», «Восстание Ахпатских крестьян в 1903» сформировали образ свободного армянского народа в творчестве художника. Но художник видел шире. Помимо картин на национальную тему, Эдуард Исабекян писал большие многофигурные композиции, портреты, пейзажи. А ещё удачно иллюстрировал книги и сделал сотни рисунков и набросков.
Конечно же, Исабекян, как и многие другие армянские художники, непрестанно возвращался к теме Геноцида армянского народа.
Искусствоведы отметили, что своё последнее полотно «Панихида в Игдире» (групповой портрет известных жителей Идгира) художник посвятил захваченному турецкими молодчиками родному городу детства. На картине можно увидеть не только игдирцев, но и членов семьи Исабекяна. На заднем фоне читается характерный изгиб вершины горы Арарат и армянская церковь. Смену поколений и непрерывность рода мастер изобразил через сорок пять портретов людей разного возраста. В нижней части зритель видит гробницу, а на ней сидят три белых голубя — возможно символ Святого Духа или душ погибших героев. Монументальное полотно, к сожалению, осталась неоконченным из-за проблем со зрением у художника.
В 1985 году к Исабекяну пришла большая слава и всенародное признание — ему присвоили государственные премии за картины «Аварайрская битва», «Свадебное шествие» и «Утро». Ещё три работы из цикла «Беспокойные кони», а также картина «Саят-Нова» и портрет Х. Абовяна были тоже премированы государством.
Последние два года Эдуард Исабекян проживал в Аштараке. Его не стало в 2007 году.
Картины Исабекяна составляют гордость коллекций многих музеев мира и частных собраний. На телеканалах всего мира было показано не менее десятка оригинальных фильмов, посвящённых Исабекяну, что не удивительно, ведь этот художник вдохновляет своей любовью и беспредельной преданностью родине, Армении.
В оформлении обложки использована работа Эдуарда Исабекяна «Давид Бек»