Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Нвард Зарян – женщина-скульптор, покорившая Европу

Всего столетие назад женщина, занимавшаяся скульптурой, считалась явлением редким. Это неудивительно: до конца XIX века у женщин практически не было доступа к академическому образованию, а имена тех, кому все же удавалось сломать систему, быстро забывались. И если ситуация с живописью изменилась (почти каждый сможет назвать по меньшей мере десять художниц), то со скульптурой все сложно и по сей день: связанную с физическим трудом, ее по-прежнему некоторые считают «мужским» видом искусства. Армянка Нвард Зарян стала исключением. Она смогла не только завоевать признание современников, но и войти в историю как скульптор, чьи работы опередили время. 6 августа, в день рождения Нвард Зарян, редакция Армянского музея Москвы решила рассказать об этой выдающейся женщине.

Нвард Зарян родилась в 1917 году во Флоренции в семье армянских интеллигентов. Ее родители – известный поэт Костан Зарян и пианистка Тагухи Шахназарян – за три года до появления дочери на свет переехали из Константинополя, где в то время младотурки массово уничтожали армян. Нвард жила в Армении недолго, в раннем детстве, большую часть времени она провела в Италии. Тем не менее, Зарян не было чуждо представление о родине: она любила Армению и впоследствии, когда стала известным скульптором, 25 своих работ подарила Национальной картинной галерее.

Нвард Зарян с отцом Костаном. Семья художницы. Фото: goethe-zentrum.am

Искусством Нвард Зарян начала заниматься с ранних лет. Она обучалась в миланской академии Брера и венецианском лицее искусств. В 19 лет художница выиграла свой первый конкурс портретов в Неаполе. Сделать выбор в пользу скульптуры Нвард Зарян решила по совету Адольфо Вильдта и поступила на скульптурное отделение Римской академии художеств, где обучалась у знаменитого Анджело Дзанелли.

Из коллекции Национальной галереи Армении

В 1938 году Нвард Зарян приняла участие в своей первой выставке в Риме, где представила скульптуру из туфа «Материнство». С тех пор ее работы выставлялась почти каждые два года до начала 1950-х. Во время Второй мировой войны Зарян участвовала в партизанских отрядах итальянского движения сопротивления. Когда война закончилась, Нвард смогла вернуться к творчеству. Первая персональная выставка художницы состоялась в 1946 году.

Нвард Зарян в Риме. Фото: goethe-zentrum.am

В начале 1950-х Зарян выиграла престижный тендер, который позволял ей принять участие в декорировании Центрального вокзала в Риме. Творчество художницы уже тогда высоко оценивалось современниками: она гастролировала с персональными выставками по всему миру. С 1965 года Зарян начала преподавать в Римской академии художеств, а за год до этого впервые привезла свои скульптуры в Ереван. Работы она передала Национальной галерее Армении.

Скульптуры Нвард Зарян. Фото: premiosuzzara.it, goethe-zentrum.am, panorama.am

Скульптурам Нвард присущ динамизм и некая обобщенность: искусство Зарян называли роскошью, которая встречается редко. В своих работах она отдавала предпочтение женским образам, с их помощью высказываясь на темы одиночества, материнства, преемственности, а также об экзистенциальных проблемах. Зарян работала с грубыми материалами, такими как бетон, однако подчеркивала свою любовь именно к армянскому камню. По словам художницы, он не похож ни на один другой и в работе требует совершенно иных навыков.

Фото: goethe-zentrum.am

В 1970 году Зарян, не раз высказывавшаяся о важности национальной идентичности, вернулась в Армению еще с одной выставкой. «Язык – это кровь, эту кровь нельзя изменить. Язык – это дух, этот дух нельзя исказить», – говорила художница, называя это главными истинами. Армянин всегда останется армянином, а если он желает отдалиться от родины – пусть. Нвард подчеркивала, что важно не количество представителей ее народа, а их вера и сила духа.

Выставка в честь столетнего юбилея Нвард Зарян. Фото: panorama.am

Последняя выставка художницы состоялась в 1996 году в городке Санта-Маринелла, недалеко от Рима. Там Нвард Зарян и прожила остаток своих дней, скончавшись 31 января 2005 года. Работы этой выдающейся женщины-скульптора представлены во многих музеях и частных коллекциях по всему миру.

Подготовлено по материалам: goethe-zentrum.am, premiosuzzara.it, anunner.com, wonderzine.com

В оформлении обложки использовано фото Нвард Зарян из коллекции Национальной галереи Армении