Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Нвард Дзерон — дочь Армении

Этот портрет 1912 года, созданный американским художником Ральфом Элмером Кларксоном, так и называется — «Нвард Дзерон — дочь Армении». Картина находится в собрании Чикагского института искусств.

Кларксон (1861-1942) был видным представителем артистических кругов Чикаго. Он открыл свою студию в 1896 году и начал преподавание в художественном институте. Среди его учеников была Нвард Дзерон, позировавшая для портрета в армянском платье, которое получила от своего деда. Кларксон подчеркнул насыщенный синий и золотой цвета наряда, используя манеру передачи света и тени в духе Веласкеса и Эдуарда Мане. Поза Нвард напоминает манекен в витрине магазина.

Портрет Нвард — своеобразное продолжение моды на восточные мотивы, восточную экзотику, которая захлестнула западную живопись XVIII-XIX веков. Как раз в этот период (вторая половина XIX века) Кларсксон получал художественное образование в Париже. Светские дамы Европы и Америки переняли элементы восточного костюма: тюрбаны, туники, свободные жакеты, шаровары — ровно такой у Нвард.

На портрете изображена Нвард Дзерон-Кошкарян — уроженка Харберда, которая еще в детстве была перевезена в США. О ней известно не так много. Девушка была певицей, в Библиотеке Конгресса США сохранились ее записи армянских песен — «Манир, манир, им чахарак» и «Гнац ашун, екав гарун».

Портрет изначально назывался «Нвард Дзерон» и воплощал общее представление о восточной эстетике. Однако после Геноцида армян 1915 года созданный Кларксоном образ получил новые смыслы, появилось второе название — «Дочь Армении». В те годы тема страданий армян не сходила с первых полос. К середине 1920-х годов два названия «срослись» в одно.

За свою артистическую карьеру Кларксон создал ряд портретов известных в обществе людей, однако самой известной его работой является портрет Нвард Дзерон.

Источник: artic.edu