Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Вклад Хэла Маркаряна в авиацию

Хэл Маркарян ― выдающийся американский авиаконструктор армянского происхождения. Его имя связано с созданием одного из самых передовых и дорогостоящих бомбардировщиков в истории авиации — Northrop B-2 Spirit. Разработка революционного летательного аппарата сыграла важную роль в области авиации и стелс-технологий.


Northrop B-2 Spirit. Источник: Bill Sweetman

Хэл Маркарян родился в 1929 году и, как и многие инженеры его поколения, был увлечён авиацией с раннего возраста. В 1950-х годах он начал карьеру в авиационной промышленности, где развивался как талантливый инженер и конструктор. Опыт работы в различных компаниях позволил ему выявить специфику области и накопить достаточно практических и теоретических знаний, которые и легли в основу важнейшего проекта в конце 70-х годов.

Northrop B-2 Spirit. Источник

В 1970-е годы авиаконструктор работал в компании Northrop. С конца 40-х годов эта авиастроительная компания собирала вокруг себя энтузиастов, в числе которых и был Хэл Маркарян. В 1979 году он предоставил им первые эскизы бомбардировщика-невидимки. В этой разработке Маркарян вдохновился конструкцией цельнокрылого бомбардировщика YB-49 от Northrop, созданного в 1940 году. Авиаконструктор переработал ранние модели и добавил элементы, которые до этого нигде не были никогда реализованы.

Источник

Бомбардировщик B-2 Spirit, или как его официально называли, Advanced Technology Bomber (ATB), был разработан с целью преодоления современных систем противовоздушной обороны. В основе работы Хэла Маркаряна лежал анализ других конструкций в области авиации, так как иначе создание инновационного летательного аппарата в 70-е годы было бы невозможно. Нужно было учитывать преимущества и недостатки прошлых моделей. Также он внедрил передовые технологии малозаметности (low observable). Маркарян проектировал устройство, которое должно было быть «невидимкой» для радаров, поэтому самолёт был покрыт радиопоглощающими материалами и восходил к аэродинамической схеме «летающее крыло». Это значит, что у него нет фюзеляжа или хвостового оперения. Проект Хэла Маркаряна обладал значительными преимуществами перед предыдущими бомбардировщиками, так как сочетал последние технологии с высокой аэродинамической эффективностью.

Схема проекта. Источник

Разработка B-2 была частью Программы Стратегической Модернизации (SMP), объявленной президентом Рональдом Рейганом в октябре 1981 года. В рамках Strategic Modernization Program, Northrop выиграла контракт на создание нового стратегического бомбардировщика, получив название Senior Ice. Маркарян возглавил команду, которая работала над этим амбициозным проектом.

Проект B-2 стал одним из самых дорогостоящих в истории авиации. С момента разработки в 1979 году до завершения в 1989 году было потрачено около 23 миллиардов долларов США. Самолет был впервые представлен общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС США в Палмдейле, Калифорния. Первый публичный полёт прошёл 17 июля 1989 года.

Приземление Northrop B-2 Spirit. Источник

Маркарян ушёл из жизни в 2012 году, оставив после себя значительное наследие. Созданный им бомбардировщик B-2 остаётся одним из самых совершенных и эффективных стратегических проектов в авиационной промышленности. Его работа не только улучшила возможности авиации, но и задала новые стандарты в проектировании военных летательных аппаратов.

Northrop B-2 Spirit. Источник

Роль Хэла Маркаряна в создании Northrop B-2 Spirit демонстрирует, как инновационный подход и техническое мастерство могут кардинально повлиять на технологический процесс. Этот проект не только расширил горизонты авиационного проектирования, но и укрепил статус армянского конструктора в истории мировой авиации.

Больше об армянских изобретателях вы узнаете 3 октября на презентации книги писателя и популяризатора науки Тима Скоренко «МАРСОХОД. АККОРДЕОН. МРТ. История армянской изобретательской мысли». Ссылка на регистрацию


На обложке — Northrop B-2 Spirit. Источник