Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Новый Аракс на юге Италии

В новой статье корреспондента Армянского музея Москвы Татьяны Тростниковой из цикла «Армянская Италия» — невероятная история деревни Нор-Аракс, ставшей физическим и духовным убежищем для множества армянских семей, которые бежали из Османской империи, спасаясь от преследований и жестокой расправы.

Надпись на армянском языке у входа в деревню Нор-Аракс. Фото: centrostudihrandnazariantz.blogspot.com

Несколько веков спустя после византийских завоеваний армяне вновь начали массово прибывать в порты Италии. Геноцид турецких властей против армянского народа, в результате которого погибли более миллиона человек, стал причиной эмиграции армян из Османской Турции. С 1915-го по 1928 год, во время и после трагических событий, тысячи армян, спасаясь от жестоких преследований, нашли убежище в разных частях света, в том числе в городе Бари на берегу Адриатического моря.

Первая небольшая группа беженцев высадилась здесь в 1919 году и поселилась на территории шерстяной фабрики, принадлежащей инженеру Лоренцо Валерио. В 1924 году в Бари прибыло около сотни армян из лагерей беженцев в Салониках и на Родосе, где они оказались после пожара и резни в Смирне двумя годами ранее. Тогда жертвами массовых убийств стали по разным источникам от 60 тысяч до 260 тысяч христиан — греков и армян. Весь город, за исключением мусульманского и еврейского кварталов, был уничтожен пожаром. Сначала турки перекрыли гавань военными кораблями, но затем, под давлением западных держав, позволили эвакуировать христианское население, за исключением мужчин от 17 до 45 лет (по другим источникам — от 15 до 50 лет), которых объявляли подлежащими депортации во внутренние области Анатолии на принудительные работы. По подсчётам британского писателя, журналиста и историка Джайлса Милтона [Milton, Giles. Paradise Lost: Smyrna 1922: The Destruction of Islam’s City of Tolerance. Hodder & Stoughton Ltd., London, 2008] в резне погибли 100 000 человек, ещё 160 000 мужчин было депортировано — большинство из них скончались по дороге. Поэтому семьи, прибывшие в Бари, в основном состояли из женщин. Их приезд был организован армянским поэтом Грандом Назарянцем [родился в Константинополе в семье предпринимателя и депутата Национального собрания Армении в Османской империи. — Прим. авт.], который жил в Бари с 1913 года, при финансовой поддержке многочисленных благотворителей и Барезского комитета проармянцев. Среди тех, кто помогал Назарянцу, был писатель и журналист Еновк Армен [друг армянских интеллектуалов Константинополя и последующей диаспоры, Еновк Армен (Арменян) родился в Турции и получил образование в Константинополе, с 1931 года до своей смерти жил в Марселе, где основал издательство. — Прим. авт.], а также армянский монах-католик Чирилло Зограбян, впоследствии ставший епископом. У Назарянца, отец которого был коммерсантом и владельцем крупного производства ковров и кружев, возникла идея привезти из Греции армянских беженцев, чтобы открыть ремесленное производство ковров — в этом традиционном искусстве, передававшемся от отца к сыну, армяне считались одними из первых.

Производство ковров. Фото: barinedita.it

Замысел Назарянца удалось осуществить благодаря Лоренцо Валерио, чьи дела с 1910-х годов шли не лучшим образом, сенатору Луиджи Луццатти, министру Костанцо Чиано и пожизненному сенатору и филантропу Умберто Дзанотти Бьянко, основавшему Национальную ассоциацию по вопросам юга Италии (Animi), деятельность которой была направлена на помощь малообеспеченным слоям населения и содействие экономическому развитию. Все они стремились помочь армянам, но это была не благотворительность в чистом виде, а скорее предпринимательский проект. Сейчас это можно было бы назвать современным термином «социальное предпринимательство». Что-то вроде кооператива, от участия в котором выигрывали все. Учредители зарабатывали на продаже ковров, а армяне получали разрешение жить в Европе и работу по трудовому договору.

Лоренцо Валерио с адвокатом Шипионе Скорча и Умберто Дзанотти Бьянко несколько лет искали место, где можно поселить армянских беженцев, и в конце концов в 1924 году Animi купила землю на виа Капурсо, соединявшей Бари с одноимённым городком, у самого Лоренцо Валерио, семье которого принадлежало несколько земельных участков. Здесь, примерно в 3 километрах от центра Бари, было основано поселение Нор-Аракс («Новый Аракс»), названное в честь реки, протекающей между Арменией, Турцией и Ираном. Официальным годом основания Нор-Аракса считается 1926-й, о чём до сих пор напоминают римские цифры «MCMXXVI» на колонне из туфа справа от входа в поселение. Над ними — название «Nor Arax» латинскими буквами, а с противоположной стороны от входа — армянскими. Кроме Animi средства на строительство посёлка выделил Филологический клуб Бари под руководством географа Карло Маранелли.

Фото: barinedita.it

Ковры имели большой успех и стали основой благосостояния многих семей в Нор-Араксе. Ими были отделаны королевские поезда короля объединённой Италии Витторио Эмануэле III и египетского короля Фаруха. Они украшали интерьеры резиденций папы Пия XI и Бенито Муссолини, королевы Черногории Елены, Национального банка Италии и дом писателя Луиджи Пиранделло. Говорят, что последний получил известие о том, что стал лауреатом Нобелевской премии, медитируя на ковре из Нор-Аракса.

Строительство Нор-Аракса. Фото: animi.it

Жилой центр армянской деревни состоял из шести отделанных цементом сборных деревянных домов, располагавшихся в два ряда друг напротив друга. Их предоставила Германия в качестве компенсации за ущерб, нанесённый Италии во время Второй мировой войны. В каждом доме было по шесть комнат, которые делили две семьи. К одному ряду павильонов примыкали общие туалеты, ванные и кухни. Поначалу единственным каменным строением была вилла, доставшаяся Нор-Араксу «в наследство» от Лоренцо Валерио. В ней находился представительский зал, а также комнаты, где жили Назарянц и армянский католический священник. Рядом с виллой были выстроены производственные помещения, оснащённые ручными ткацкими станками, на которых делались ковры, одеяла, салфетки и тапочки. Здесь же чесали шерсть и мыли готовые ковры. Рядом с ремесленной лабораторией была часовня, вначале тоже сборная, а позже отделанная камнем.

Армянская часовня в Нор-Араксе. Фото: animi.it

Умберто Дзанотти Бьянко несколько лет добивался того, чтобы в Нор-Аракс отправили священника. У Армянской апостольской церкви прислать своих священников возможности не было. Поэтому с её согласия в деревню были отправлены два представителя Армянской католической церкви от Конгрегации пропаганды веры. Первый из них так и не прибыл, а вторым был мхитарист из Венеции, отец Нерсес Дирацуян, который выполнял роль духовного наставника жителей Нор-Аракса в 1929–1930 годах. Одновременно он являлся доцентом факультета естественных наук в нижней гимназии архиепископской семинарии Бари. Армянская апостольская церковь Парижа направила в Нор-Аракс с визитом епископа Торкома Кушагяна, который посетил деревню 24 декабря 1929 года. Он побывал во многих общинах армянской диаспоры в качестве делегата от Европы. Вероятно, Гранд Назарянц и раньше был знаком с епископом, так как оба они учились в колледже Берберяна в Константинополе.

Армянская часовня в Нор-Араксе сейчас. Фото: barinedita.it

Нор-Аракс был оснащён водопроводом и электричеством. На территории поселения были земли под сад. В 1927 году Апулийский акведук подарил жителям фонтан с питьевой водой, на открытии которого присутствовали институциональные и церковные власти. У детей в Нор-Араксе была возможность учиться. Первая школа была организована самим Назарянцем для того, чтобы дети хоть немного научились говорить по-итальянски. А затем друг Назарянца, известный в Бари педагог Джованни Модуньо, открыл деревенскую школу, которую посвятил памяти своей умершей дочери Пинуччи Модуньо. В школе учились дети беженцев, а также дети бедняков Бари, живших в прилегающих сельских районах. К началу Второй мировой войны в школе осталось две преподавательницы, ученицы Модуньо. Во время войны вместе со своими семьями они переехали в деревню. Находясь на окраине города, она считалась безопасной, остальная часть Бари подвергалась бомбардировкам сначала со стороны союзных войск, а затем — немцев.

В большинстве статей, посвящённых Нор-Араксу, говорится о том, что образованием детей в деревне занимались монахини. На самом же деле изначально монахинь в деревне не было, они приехали в Нор-Аракс после Второй мировой войны — доказательства этому нашёл президент Исследовательского центра Гранта Назарянца Карло Коппола. Клариссинки Пресвятой Евхаристии — это бедный францисканский орден, насчитывающий мало монахинь. Доподлинно неизвестно, почему они приехали в Бари. В 1950-х годах, когда армяне начали покидать Нор-Аракс из-за того, что работы на фабрике становилось всё меньше, Animi решила извлечь вложенные в деревню средства и продала монахиням землю. Они поселились в здании виллы и живут в бывшем Нор-Араксе до сих пор, время от времени открывая двери журналистам, интересующимся историей деревни, которых, по правде говоря, немного.

Гранд Назарянц и армянские дети на занятии. Фото: animi.it

Улица Капурсо несколько раз переименовывалась и в 1958 году получила своё нынешнее название — виа Амендола. В бывшем Нор-Араксе сохранилось четыре дома. Две семьи потомков армянских беженцев всё ещё живут в Бари. Основанная Назарянцем ремесленная фабрика была снесена несколько лет назад, но сын одного из беженцев, Рупен Тимурян, остался в Бари и продолжает дело, начатое в Нор-Араксе, создав собственную компанию. Долгие годы она считалась лидером в Италии по торговле восточными коврами, а со временем стала продавать также мебель, предметы интерьера и домашний текстиль. Рупен Тимурян вырос в Нор-Араксе и начал ткать ковры, когда ему было 8 лет. «Жизнь в коммуне была очень простой, — вспоминает он. — У изгнанников было сильное чувство общности, духовными наставниками деревни были старики. С особой радостью я вспоминаю Рождество: 25 декабря мы отмечали католическое, а 6 января — православное, дважды получая подарки. Пасха тоже была особенным моментом, по восточной традиции мы красили яйца в красный цвет». Рупен Тимурян — одна из исторических фигур армянской общины в Италии, член Союза армян Италии. Также он является членом и высокопоставленным представителем различных ассоциаций национального и международного уровня и выполняет в них роль посла армянской культуры.

Рупен Тимурян. Фотопроект Рида Янга в сотрудничестве с арт-директором Антонио Пиччирилли «Meet the local legends of this Italian town by the sea» для National Geographic. Рупен любит говорить, что ковёр нужно повесить на стену, чтобы любоваться им, а пол оставить как есть

Свидетельств о Нор-Араксе осталось не так уж много. В феврале 2014 года в городе Мендичино в Калабрии в возрасте 98 лет скончался последний из жителей деревни, переживший Геноцид армян в Османской империи. Саркис Мушегян родился в 1916 году и был спасён итальянскими миссионерами, когда в возрасте 4 лет его нашли на улицах Константинополя. Бóльшую часть своей жизни он провёл между Апулией и Калабрией. Живя в деревне Нор-Аракс, Саркис занимался производством ковров, а его жена Мариам и дочь Вардуи собирали для них растительные красители. С 1952-го по 1982 год семья Саркиса руководила восточной ковровой фабрикой в ​​Сан-Джованни-ин-Фьоре в Калабрии. В последние годы жизни основную часть времени Саркис Мушегян посвящал организации мероприятий в День памяти Геноцида армян 24 апреля.

Редкие документы об армянах Бари можно найти в Апулийском институте истории антифашизма и современной Италии и в архивах Национальной ассоциации по вопросам юга Италии. В 2011 году группой энтузиастов и исследователей армянской культуры, вдохновлённых фигурой Гранда Назарянца, в Бари был основан одноимённый исследовательский центр. Его деятельность направлена на изучение жизни и творчества Гранда Назарянца, а также культуры Ближнего Востока с особым вниманием к армянской. В конце 2017 года издательство LB Edizioni выпустило небольшую книгу под названием «Нор-Аракс. История армянской деревни Бари» [ит. Nor Arax. Storia del villaggio armeno di Bari], написанную Эмилией Ашхен Де Томмази, племянницей Рупена Тимуряна. От бабушки и дедушки, родителей и родственников она узнала драматическую историю армянских беженцев в Бари. Сейчас Эмилия Ашхен Де Томмази Вышински живёт в Англии. Она — член армянской общины Лондона и активный участник CAIA (Centre for Armenian Information and Advice), благотворительной организации, основанной в 1986 году армянскими беженцами и иммигрантами в Великобритании. Её дед по материнской линии Диран родился в Испарте, на юге Турции, в 1905 году. Он был одним из 7 детей высокопоставленного государственного служащего и общественного деятеля Арутюна Тимуряна и его жены Вартуи Тутжарян. Семья была вынуждена бежать от жестокостей турецких военных и перебраться в Смирну, где 17-летнего Дирана арестовали и приговорили к смертной казни, а затем, благодаря высокой должности, которую занимал его отец, смертный приговор был заменён на депортацию.

Эмилия Ашхен Де Томмази Вышински. Фото: caia.org.uk

После событий в Смирне в 1922 году семья Дирана бежала из Турции, а ему самому чудом удалось бежать, когда мужчин колоннами гнали в Месопотамию. Он добрался до Греции, где воссоединился с семьёй. В январе 1924 года они перебрались в Бари и вскоре поселились вместе с другими армянами в Нор-Араксе. В 1934 году Диран женился на Ашхен Саян, дочери Рупена Саяна и Астриг Заречян. Он влюбился в девушку, увидев её на фото. По рассказам Николетты Арусяк Тимурян Де Томмази, дочери Дирана, когда её дед по отцовской линии участвовал в выставке, проходившей во Fiera del Levante [один из важнейших выставочных центров в Италии и во всём Средиземноморском регионе, построенный в 1929 году. — Прим. авт.], на его стенд с восточными коврами пришли армянские купцы из Стамбула. Он признался им, что хотел бы женить своего старшего сына Дирана на армянке. Выбранная ему в жёны девушка и стала матерью Николетты. Когда мать девушки начала расспрашивать Назарянца о семье Тимурян, тот солгал, сказав, что они живут в большом доме с бассейном и лебедями. В то время как армянские беженцы, в прошлом интеллигенты и землевладельцы, представлявшие собой верхнюю прослойку среднего класса, в Бари превратились в простых рабочих и жили, мягко говоря, в стеснённых бытовых условиях. Привезя дочь в Бари, женщина увидела реальную ситуацию, но несмотря ни на что свадьба состоялась, а Назарянц на ней был свидетелем.

Диран Тимурян и Ашхен Саян. Фото: caia.org.uk

У пары было трое детей: Николетта Арусяк, Арутюн и Рупен. Диран был так благодарен за оказанную его семье в Бари помощь, что назвал своего первенца Николетту в честь Николая Чудотворца, покровителя города. Благодаря ковровому делу дочь Николетты и внучка Дирана Эмилия Ашхен встретила своего будущего мужа и переехала в Лондон. Вот как она отзывается о дедушке: «Дед всегда поражал меня своей стойкостью. То, что он испытал в годы Первой мировой войны, его очень травмировало, но он никогда не сдавался».

Журналист, блогер Татьяна Тростникова специально для Армянского музея Москвы

Благодарим Исследовательский центр Гранда Назарянца и его президента Карло Копполу за помощь в подготовке материала. В следующей статье из цикла «Армянская Италия» — об армянском поэте и интеллектуале, ставшем национальным стихотворцем Апулии.

При написании статьи использовались следующие материалы:

1. Сайт Исследовательского центра Гранда Назарянца ǁ centrostudihrandnazariantz.blogspot.com.

2. Diran Timurian ǁ caia.org.uk.

3. «Problema armeno» ǁ animi.it.

4. GLI ARMENI E L’ITALIA ǁ comunitaarmena.it.

5. Nor Arax: Il Villaggio Armeno A Bari ǁ hyetert.org.

6. Quel villaggio di Zanotti Bianco che salvò gli armeni fuggiti alla seconda ondata del genocidio  ǁ corriere.it.

7. Bari città ecumenica ieri e oggi: Hrand Nazariantz e il villaggio armeno di Nor Arax ǁ ilmessaggeroitaliano.it.

8. «Il genocidio armeno» una memoria pugliese, un progetto per il futuro ǁ quotidianodibari.it.

9. Bari, il villaggio di «Nor Arax»: lì dove dal 1926 vivono gli armeni ǁ barinedita.it.

10. Nor Arax: il villaggio armeno a Bari ǁ ilsudonline.it.

11. Bari, 1924: quando l’Italia è stata orgogliosa di accogliere gli armeni ǁ ilfattoquotidiano.it.