Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Нона Габриелян: «В Висбадене турок первым поднял голос в защиту Армении, а немцы сочувственно предлагают смириться» 

В Висбадене супругов Нону Габриелян и Вана Согомоняна называют kunstler, что означает не просто художник, а мастер, творящий без «рамок», занятый чистым творчеством. Их мастерская находится в центре города, где они живут вот уже более 25 лет. Сюда часто заходят их соотечественники. События последней недели в Карабахе подняли на ноги весь спюрк. Художники не смогли не отреагировать на происходящее. Сами себя они считают никем не уполномоченными послами доброй воли. 

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы

Что исповедует в своем творчестве Нона Габриелян? Ей дано умение проследить сложнейшие «градации» отношений земли к небу, души к реалиям жизни. Цветовая организация ее работ — мягко-упругие колебания форм и силуэтов — является индикатором ее внутреннего состояния. В пространственных, плоскостных решениях ощущается ее мировоззренческая философская основа, которая не оканчивается живописью — скульптура и поэзия сплавлены в ее творчестве, обретая органическую общность.  

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Скульптура Ноны Габриелян

 «Как немцы реагируют на происходящие события?» — таков был первый вопрос корреспондента Армянского музея Москвы Кари Амирханян к нашей соотечественнице.

— Висбаден — это старый европейский чудесный город. Среди немцев много тех, кто воюет с нами в Карабахе. По немецкому телевидению даются очень сдержанные комментарии. Возможно потому, что в Висбадене действительно много турок. И вот почему.

Первый поток эмигрантов, как дешевая рабочая сила, появился после Второй мировой войны. Уже в 80-х прошлого столетия среди мигрантов из Турции, которые переселились в Германию после соглашения между правительствами Турции и Германии об использовании турецкой рабочей силы в ФРГ, были и армяне в основном из провинций Анатолии — в поисках безопасной жизни они переезжали большими группами в Германию. Прошло время, и надо признать, что с каждым годом количество наших соотечественников становится все больше. Но с каждым поколением у нынешних армян ослабевает интерес к родине и, в противовес этому, нарастает потребность интеграции в европейскую культуру.

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Скульптура Ноны Габриелян

По сути, на сегодняшний день именно Германия является европейским центром исламизированных армян: более тысячи армянских семей уже приняли христианство, стали полноправными членами общины, Бундестаг еще в 2005 году единогласно принял резолюцию «В День поминовения армян по случаю 90-й годовщины резни 24 апреля 1915 года — Германия должна способствовать примирению турок и армян». Однако в документе действия Османской Турции в начале прошлого столетия не характеризуются как геноцид. Там лишь сказано, что историки во всех странах мира называют произошедшее «геноцидом армян».  

И еще: распространенным и отрадным явлением стало обращение исламизированных армян Европы в христианство. Сегодня в различных городах Германии есть небольшие группы обращенных в христианство армян — они крестятся уже в зрелом возрасте. Это говорит о скрываемом десятилетиями желании вернуться к своим корням.

Что касается Висбадена, то здесь, в основном, осела армянская интеллигенция: музыканты, художники, певцы и писатели. Они с удовольствием вливаются в европейскую жизнь. К людям искусства у немцев весьма уважительное отношение. И, надо признать, немцы не делают разницы между нациями и народами. Возможно, это следствие горьких уроков истории… Особенно трепетное отношение у немцев к художникам — любят и ценят нас в первую очередь за наше служение искусству, независимость и отсутствие «советских», как они называют, званий.  

Но община в Весбадене весьма незначительная, скажем так, нехарактерная. В Германии, кстати, нет ни одной церкви — не в пример мечетям, которых здесь предостаточно. В самом Висбадене нет армянской церкви, однако здешние армяне заказывают литургию в церкви в Майнце на армянское Рождество и другие религиозные праздники, время от времени выходят на демонстрации на предмет того или иного факта, связанного с армянством. Но это происходит по какой-то инерции, формально. Все это я называю псевдопатриотизмом, который мне всегда претил. Я выбрала общение с моими учениками, где немалую толику занимает и армянская тема — они живо интересуются нашей историей и культурой. 

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Скульптура Ноны Габриелян


«Слаб человек, простить способен иногда, 

но как простит врага гора? 

Седой великий Арарат, 

те купола, которых нет,  

тех городов померкший свет? 

А небо? 

Почему молчит? 

Мораль для всех, 

она одна — убийство грех!» 

«Гора моя!», Нона Габриелян 


© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Фигуративная живопись Ноны Габриелян

Я никогда не воспринимала себя немкой, слежу за местной (и не только) прессой, у меня много друзей и среди армян, и среди немцев. Сейчас налицо предвыборная ситуация, депутаты сплошь и рядом заняты. Но как только турки их достают, немецкие депутаты, дабы их смирить, поднимают вопрос армянского геноцида. Есть и люди со своей принципиально четкой позицией. Но все равно, это не вызывает особого резонанса в обществе. Руководящие структуры заняты собой — им и дела нет до этой войны. Все остается на уровне осуждения войны вообще. И, представьте себе, первым, кто поднял голос в защиту Армении, был турок по национальности, тогда как немцы сочувственно предлагают смириться.

— С чем смириться?

— С тем, что два с половиной миллиона армян не сумеют победить десятимиллионный Азербайджан и девяностомиллионную Турцию. Они и в толк не берут тот факт, что Азербайджан напал на Нагорный Карабах, и что во всем ей попустительствует Турция. Здесь чересчур сильна пропаганда турецких СМИ. А с теми двумя-тремя депутатами, что выступают в  Бундестаге, никто особенно не считается. Сколько не объясняй, они не в состоянии понять всей глубины проблемы. Может потому, что им это и не надо. Масса индифферентна. И даже мои коллеги по кисти не в состоянии принять и понять какие-то самые элементарные вещи. И все потому, что у немцев — жуткий страх перед войной. Они подождут, пока не выяснится, кто победит, а потом будут помогать проигравшим. Это чисто европейская модель поведения, и никуда от этого не денешься. 

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Фигуративная живопись Ноны Габриелян


«Армения —  

звучит как музыка 

для духа, опустившегося 

 с голубых небес 

на наши горы и долины 

слуха, 

готового принять, 

как Божий Глас, 

всех проповедей 

водопад словес» 

«Горящая свеча», Нона Габриелян 


 Веру приняли на веру 

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Фигуративная скульптура Ноны Габриелян

— Вы заговорили о «коллегах по кисти». Речь идет о ваших учениках — тех, кому вы преподаете изобразительное искусство в Высшем университете культуры Висбадена?

— Да. Это уже состоявшиеся взрослые люди, которые решили попробовать себя в творчестве. Кстати, выставка их работ в отдельной экспозиции прошла в 2014 году в Ереване, в Музее современного искусства. Там же демонстрировался  и фильм, смонтированный из их работ, сделанных в Армении. Я помню их восторженные лица — это было их первое посещение нашей страны. И теперь они уже самостоятельно приезжают в Армению, и все увиденное, как правило, претворяют в творчестве. Они интересуются, узнают подробности истории, о которой ничего вообще не ведали. И, кстати, здешнее высшее образование не обеспечивает широкий кругозор.

Как продвигается ваше творчество параллельно событиям?

— Сейчас у меня руки опускаются, мы с супругом выбиты из колеи. А с другой стороны, когда узнаешь, что пятнадцатилетний парнишка подбил 15 танков, сознание начинает зашкаливать. Признаюсь, почти на инстинктивном уровне я осознаю, что мы победим. Но остается боль за тех, кто ушел от нас, за совсем еще молодых ребят. Это ранит мое сердце. 

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Фигуративная живопись Ноны Габриелян


«И плакало небо, 

душа полыхала, 

грусти струна стонала в дали» 

 «Грусти струна», Нона Габриелян 


 — Я постоянно что-то пишу, но надо все это собрать воедино. Меня как-то вдруг потянуло в сторону абстракции. Всю жизнь я делала фигуративные работы, и вдруг на тебе чистая абстракция. В принципе, все держится на ощущении. Главное — поймать эту эмоцию и переложить ее на плоскость. А то что акцент я ставлю на сине-зеленом, так это, похоже, у меня такой период сейчас. 


© Нона Габриелян / фото из архивов художницы. Фигуративная скульптура Ноны Габриелян

 

«Гора двойная — умный великан, 

он всех армян давно пересчитал, 

вбирая судьбы и года 

любовью старца — навсегда. 

Граница птицам не дана! 

Армянка я — гора моя! »

«Гора моя», Нона Габриелян 



Справка Армянского музея Москвы

Нона Габриелян  

© Нона Габриелян / фото из архивов художницы

Родилась в Тбилиси, начинала свой путь как керамист, делала станковую керамику, большие объекты. В круг ее интересов входит живопись, скульптура, графика, мелкая пластика (бронза). 

Высшее образование получила в Ереванском художественном институте. 

Член СХ Армении и СХ России с 1971 года. 

На счету художницы более 10 персональных выставок, не считая множества групповых, республиканских, всесоюзных, и несколько международных конкурсов. 

Автор нескольких сборников стихов «Осколки Неба», «Прикосновение», «Ins Nirgendwo» (русско-немецкий), «Цвет слова» (русско-армянский) и прозы «Ласковые облака печали» и «Магия одиночества». 

Работы художницы находятся в музеях Армении, России и Германии, а также в частных коллекциях Армении, России, Франции, Канады, Японии, Польши, Чехии, Израиля, Америки и Германии. 

В настоящее время живет и работает в Германии. Более 20 лет преподает в Народном университете культуры Висбадена. 


 Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Обложка © Нона Габриелян / фото из архивов художницы