Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Своими глазами с любовью и печалью…» — книга воспоминаний Нами Микоян

На полках библиотеки Армянского музея Москвы теперь можно найти художественную биографию советского государственного деятеля, члена Политбюро ЦК КПСС в 1935–1966 годах Анастаса Ивановича Микояна «Анастас Микоян — от Ильича до Ильича. Четыре эпохи — одна судьба» (2022). Авторы книги, Стас Намин и Андрей Рубанов, рассказывают о выдающемся деятеле советской эпохи средствами исторической беллетристики, с привлечением широкого круга источников, включая документы и воспоминания очевидцев, в том числе родственников самого Анастаса Микояна.

Пополнилась музейная библиотека и двумя изданиями разных лет книги воспоминаний Нами Артемьевны Микоян «Своими глазами с любовью и печалью…» (1-е и 3-е издания). Первое издание вышло в 1998 году в издательстве «Терра-Книжный клуб» под названием «С любовью и печалью», третье, дополненное, со множеством фотографий — в 2011-м в Издательском доме «Городец».

Книга Нами Микоян «Своими глазами с любовью и печалью…» (3-е издание)
Фото: Александр Мощаков

Книги Армянскому музею Москвы 15 октября передала Нами Артемьевна Микоян — историк-музыковед, журналист, невестка Анастаса Микояна, мать известного рок-музыканта Стаса Намина. В этой публикации Армянский музей Москвы обращается к книге Нами Артемьевны «Своими глазами с любовью и печалью…», выделив из нее лишь немногие интересные эпизоды, которыми она наполнена.

В предисловии Нами Артемьевна рассказывает, что «желание облечь в форму книги накопившиеся воспоминания» окончательно созрело во время ее поездки с сыном в США в 1991 году. «Моя судьба сложилась так, что я прожила рядом с четырьмя поколениями людей, близко стоявших к власти, видела четыре исторические эпохи, сменявшие одна другую. Сталин и его окружение, Хрущев, Брежнев, Горбачев. Близко знала великих музыкантов, художников, поэтов, известных военачальников. Видела этих людей в неофициальной обстановке и не то, о чем писали газеты. <…> В книге пишу о своей жизни, о том, что видела сама, не обращаясь к документам, не пытаясь анализировать время или поступки. Это дело читателя. Сознательно не придерживалась хронологии в изложении того, что помню, так как, может быть, не это важно. Главное, за что отвечаю — за достоверность написанного», — так Нами Артемьевна начинает книгу, которую она посвятила своим детям, сыну Стасу и дочери Нине.

«Как все начиналось» — глава первая, в ней Нами Артемьевна вспоминает о детстве, родителях, близких. Нами Микоян родилась в 1928 году в Тифлисе (Тбилиси) в семье Артема (Арташеса) Геуркова, первого секретаря Аджарского областного комитета КП(б) Грузии, и Ксении Приклонской. Рассказывая о бабушке по отцовской линии, Нами Артемьевна пишет: «Моя бабушка, армянка Гаянэ Теймуразова, по мужу Геуркова, носила грузинский головной убор „лечаки“, не знала армянского, говорила только по-грузински и по-русски. На стене в уютном кирпичном фамильном доме под черепицей в городе Телави на Надикварской улице висела вышитая ею по канве девушка в армянском наряде, рядом — силуэты древних армянских городов, а внизу армянские буквы: „Айастан“ (Армения) и подпись: „Гаянэ Теймуразянц. 1895 г.“. Такой рисунок был традиционным в армянских семьях. Сейчас он украшает мою комнату». Среди вышитых Гаянэ Теймуразянц силуэтов армянских городов читаются названия — Сис, Тигранакерт, Карин, Ван, Карс, Ани, Вагаршапат.

Вышивка Гаянэ Теймуразянц, бабушки Нами Микоян
Фото: Александр Мощаков

Отец Нами Артемьевны в 1926 году поступил в Научный автомоторный институт (НАМИ) в Москве. Когда она родилась, ей думали дать имя Гаянэ, в честь телавской бабушки, «но потом решили, что пришло новое время — новая эпоха, все должно быть новым», и назвали ее Нами. При этом так получилось, что выбранное имя совпало с грузинским словом «роса».

После гибели отца в 1937 году Нами Артемьевну взяли на воспитание тетя Нина, сестра Артема Геуркова, и ее муж Григорий Арутинов (Арутюнян) — первый секретарь ЦК КП Армении с 1937-го по 1953 год. Ему Нами Артемьевна посвятила отдельную главу книги, с ним она связывает свою «дочернюю любовь» к Армении. «Армения. Откуда так сильна моя тяга к ней? Такая верная дочерняя любовь, которая временами подсказывает безошибочность оценки отдельных явлений, ситуаций, людей. Откуда? Мало ли кто учился, прожил десять лет — это не так много. Я всю жизнь благодарна дяде — Григорию Арутюняну, привившему мне „вакцину“ бессомневающейся преданности земле, истории, своему народу, „вакцину“ единения с ним. Так он жил сам, это я видела, будучи рядом, — только интересы Армении, ради них делал все, хорошо ли, плохо ли, но так, как видел, как понимал, как удавалось. Жизнь свою он отдал безоглядно Армении. Это я видела, нечаянно училась этому, потому люблю», — вспоминает Нами Артемьевна.

Музыкальное образование Нами Артемьевна начала получать еще в Тбилиси, учась игре на рояле в музыкальном училище. В Ереване тетя определила ее в музыкальную десятилетку при консерватории. «Любила Баха, Бетховена, Шопена, Рахманинова, Листа, Скрябина», — делится Нами Артемьевна. В 1946–1951 годах она училась в Ереванской консерватории, поступив на два факультета — фортепианный и истории и теории музыки, и окончив второй с отличием (диплом «„Кантата о Родине“ Александра Арутюняна»).

Кандидатскую диссертацию Нами Артемьевна писала по киномузыке Арама Хачатуряна. О своем знакомстве с великим композитором она рассказывает: «Арам Ильич Хачатурян — живой, эмоциональный, активный, неравнодушный, — таким он был в нашей жизни и, казалось, он всегда будет в ней, так же как и она ощущается постоянной, пока мы в ней. Хачатурян отличался и внешне — выше среднего роста, с крупными выразительными чертами лица, густой копной вьющихся волос, с выражением удивления в больших красивых глазах. Впервые я увидела Арама Ильича в Ереване в конце войны. Он приезжал с Ниной Владимировной и сыном Рэником. Всей семьей они были в доме моих родственников — тот теплый день никогда не исчезнет из памяти. <…> Часто бывала в квартире Арама Ильича на Миусской, когда писала о его музыке в кино. Обычно он ждал меня утром. Арам Ильич был хлопотливым и гостеприимным хозяином».

В 1950 году Нами Артемьевна вышла замуж за военного летчика-истребителя Алексея Микояна, сына Анастаса Микояна. «Лет шесть мы жили очень счастливо, у нас родился сын, мы с Алешей назвали его в честь Анастаса Ивановича — это было большой радостью для деда — Анастасом, потом родилась дочь Нина», — вспоминает Нами Артемьевна. О своем свекре Анастасе Микояне она рассказывает в отдельной главе. Интересен фрагмент, где Нами Артемьевна описывает его отношение к семье и к воспитанию внуков: «Анастас Иванович был очень патриархальным человеком: большая семья, родня, внуки, дети, бабушки — весь род должен быть вместе. Внимательно и строго относился к воспитанию внуков, уделял этому все свое свободное время. Каждый отпуск он брал с собой своих десятерых внуков с няней в Пицунду или Мухалатку (Крым), приучал их к дисциплине, воспитывал в них бесстрашие, учил прыгать в море, плавать, жить дружно в коллективе, есть все, что дают. Помню, после поездки в Китай Мао Цзэдун, заметив его интерес к китайской пище, прислал в Москву на время повара с продуктами, и дня два у нас был китайский стол. Анастас Иванович требовал, чтобы все всё пробовали, как взрослые, так и дети. „Люблю — не люблю к еде не имеет никакого отношения“, — часто повторял он. Анастас Иванович был незаурядным человеком, безусловно умным и проницательным. Жизнь при Сталине, вероятно, закалила его, сделала сильным. Он заботился о десятерых внуках постоянно. Анастас Иванович знал наши проблемы и не был к ним равнодушным. Мы с ним в 60–70-е годы много и по-доброму общались. Помню, когда родился сын, мы гуляли с Анастасом Ивановичем по парку на даче, я спросила, как воспитывать детей. Его ответ был неожиданным: „Надо учить их видеть и любить природу, животных, растения“».

Нами Микоян с Анастасом Ивановичем, сыном Стасом и дочерью Ниной, 1964 год
Фото: Нами Микоян. «Своими глазами с любовью и печалью…» (2011)

Сын Нами Артемьевны — Анастас Алексеевич Микоян, музыкант, композитор, продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер рок-группы «Цветы», автор многих популярных песен («Рано прощаться», «Гимн Солнцу», «Летний вечер», «Юрмала», «Мы желаем счастья вам», «Ностальгия по настоящему»), организатор первого в СССР независимого продюсерского центра SNC, организатор первых в стране музыкальных фестивалей. Псевдоним Стас Намин музыкант взял по имени своей матери Нами.

Сыну и его творческому пути Нами Артемьевна посвятила одну из глав своей книги — «Сын прославит твое имя». В ней она рассказывает о «любопытном эпизоде», который произошел в 1965 году во время ее первой совместной поездки в Армению с детьми: «Много тогда мы ездили по Армении, ходили по городу. В Ошакане посетили храм-могилу создателя армянского алфавита Месропа Маштоца, затем нас пригласил к себе в дом священник, угостил молоком и лавашем с маслом и медом. Дети запомнили это навсегда. Посетили Мартироса Сарьяна, он всегда относился ко мне тепло. Осмотрели мастерскую музей, провели у него в доме почти целый день. Там случился любопытный эпизод: на кухне у Сарьяна помогала готовить пожилая армянка с Ближнего Востока. В 1946 году в Ереван она приехала с семьей, когда после войны репатриировали армян в Армению. Женщина эта была женой брата руководителя партии дашнаков, известного под именем Дро. Она погадала мне на кофе — приезжие с Ближнего Востока умеют это делать — и произнесла: „У тебя никогда не будет личного счастья“ (мы только что расстались с Алешей). Еще она сказала, что сын учится не там, где надо (в то время в Суворовском училище), и что „он прославит твое имя“. Да, того женского счастья, о котором мечтала, было немного. А сын творческим псевдонимом действительно прославил мое имя в прямом смысле этого слова».

Книга Нами Артемьевны Микоян «Своими глазами с любовью и печалью…» отличается своей искренностью, ее язык — легкий и живой. Рассказывая о своей жизни и семье, автор погружает читателя в историю — через призму ее воспоминаний вырисовываются образы известных деятелей культуры и искусства, государственных деятелей. Перед читателем предстают портреты людей, судьбы которых во многом оказались переплетены с судьбой государства и историческими реалиями. Предстает жизнь, в которой всегда есть место и печали, и счастью, и, главное, любви.

Публикацию подготовила Рипсиме Галстян, журналист, редактор