Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как в Нахичевани-на-Дону появилась любительская театральная труппа

Первая любительская театральная труппа в Нахичевани-на-Дону возникла в 1830-х годах. Случилось это примерно через пятьдесят лет после того, как в ноябре 1779 года Екатерина II подписала грамоту о даровании переселённым из Крыма армянам земель на правом берегу реки Дон. Основанный город Нор Нахичеван (Нахичевань-на-Дону) стал процветать: строились дома и церкви, развивалась предпринимательская деятельность, наполнялась событиями культурная жизнь.

Молодые нахичеванцы Т. Хадамян, С. Тигранян и М. Кушнарян, получив высшее образование в Москве, вместе с тем приобрели и некоторый опыт участия в спектаклях. Полученные навыки и знания они решили применить на деле — так и создали первую в своём городе любительскую труппу [сегодня Нахичевань-на-Дону входит в состав Ростова-на-Дону. — Прим. ред.]. За режиссуру готовящихся спектаклей с увлечением взялись братья Арцатбаняны.

Памятник Екатерине II и Собор Григория Просветителя в Нахичевани-на-Дону, между 1894 и 1917 годами. Фото: wikipedia.org

Уже в середине XIX века в нескольких городских училищах и даже в частных домах, имевших большие залы, Т. Хадамяном, С. Тиграняном и М. Кушнаряном ставились пьесы на армянском языке. В Нахичевань на гастроли не раз приезжала труппа артистов из Константинополя под руководством Товмаза Фасулджяна. Примечательно также, что среди ведущих актёров был армянский трагик Петрос Адамян, завоевавший мировое признание исполнением ролей в постановках шекспировских пьес.

Нахичеванская труппа ставила спектакли по комедиям Мольера, трагедиям Шекспира и пьесам армянского драматурга Габриэла Сундукяна. Об участии Петроса Адамяна в театральной жизни Нахичевани рассказывается в книге Минаса и Георгия Багдыковых «Как строилась Нахичевань»: «Петрос Адамян был настоящим энтузиастом своего дела. Он сумел в короткий срок собрать небольшую труппу из актёрски одарённых нахичеванцев, чтобы давать спектакли. Адамян был вдумчивым артистом, кропотливо работающим над собой и каждой своей ролью, много читающим и образованным. Он увлекался живописью, любил делать наброски карандашом, иногда рисовал „образ“ героя, который должен был воплотить на сцене. Спектакли любительского нахичеванского театра не были частыми, нередко актёры выступали бесплатно. Петрос Адамян не мог зарабатывать актёрской работой в Нахичевани. Деньги на хлеб ему давала живопись. Особенно хорошо у него получались портреты. Картины Адамяна с удовольствием покупали нахичеванцы».

Петрос Адамян, около 1891 года. Фото: wikipedia.org

Выступал Петрос Адамян не только в Нахичевани. Он ездил по разным городам Российской империи. Его игру могли видеть на сценах театров в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Полтаве, Таганроге, Тифлисе, Кишинёве. Несмотря на обширность географии гастролей, особенно Адамян полюбил Нахичевань. Об этом он признавался в одном из своих писем: «О себе могу лишь сказать, что как человек искусства я встретил здесь прекрасный приём. В Тифлисе к нам относятся как к слугам. Здесь же ощущаю, что чего-то стою, меня ценят как главу и учителя любительской театральной труппы, состоящей из весьма достойных молодых людей».

Авторы книги «Как строилась Нахичевань» отмечают, что к концу XIX века культурная жизнь в Нахичевани достигла своего наивысшего расцвета, а нахичеванские светские салоны ничем не отличались от петербургских или московских. В начале ХХ века именно в Нахичевани проводил свои музыкальные вечера Сергей Рахманинов.

В 1880 году в Нахичевани-на-Дону было создано Общество любителей драматического искусства. Его члены ставили своими силами спектакли и приглашали на гастроли армянские театральные труппы из других городов России и из-за рубежа.

Афиша городского театра в Нахичевани-на-Дону за 16 декабря 1899 года. Фото: wikipedia.org

Именно члены Общества любителей драматического искусства под руководством Георгия Чубарова стали инициаторами строительства в Нахичевани здания городского театра. Осуществление проекта доверили нахичеванскому архитектору Николаю Дурбаху. В книге Багдыковых приводится интересный факт: театр был торжественно освящён по обрядам Армянской апостольской и Русской православной церквей.

16 декабря 1899 года состоялось открытие театра. Был дан спектакль, в котором играла труппа театрального режиссёра Николая Синельникова. Представление состояло из пролога, представившего постановку-аллегорию, и комедии Льва Толстого в четырёх действиях «Плоды просвещения».

Нахичевань-на-Дону. Екатерининская гимназия и театр, между 1893 и 1917 годами. Фото: wikipedia.org

Новый театр стал центром культурной жизни Нахичевани. В нём ставили спектакли, проводили благотворительные балы, устраивали общегородские торжества. В разные годы в здании существовали разные театры. В 1929 году здесь обосновался Театр рабочей молодёжи, после войны — Ростовский театр комедии, преобразованный в 1957-м в Молодёжный театр драмы им. Ленинского комсомола. С 2001 года расположенный здесь театр называется Ростовским-на-Дону областным академическим молодёжным театром.

Источники:

1. М. Багдыков, Г. Багдыков. Как строилась Нахичевань. — Таганрог : Издательство «Веда», 2017.

2. Сайт Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра.

3. Нахичевань-на-Дону — город театралов / nahichevan.ru.

Фото обложки: Нахичеванский городской театр на дореволюционной открытке / wikipedia.org

Публикация подготовлена: Рипсиме Галстян