Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Нахичеван и Александр Македонский. Предания и легенды

В 30-х годах IV века до н. э. держава Ахеменидов пала под нашествием войск Александра Македонского. Царь Македонии сумел создать огромную империю, завоевав множество земель и подчинив себе разные народы. После падения Персидской державы армянские земли оказались фактически независимыми. Правители Южной Армении признали власть Александра, но признание оставалось, по-видимому, чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. Важно отметить, что в период эпохи Александра Македонского в Армению пришёл эллинизм, оставив в её истории и культуре глубокий след.

Александрова мозаика, около 100 года до н. э. Античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве (при Иссе или при Гавгамелах) с персидским царём Дарием III. Фото: wikipedia.org

События, связанные с именем Александра Македонского, сохранили в истории Нахичеванского региона упоминания о нём: до нас дошли легенды, есть также сведения о постройках, приписываемых ему. Исключительным строением был мост в Джуге (Джульфе), строительство которого, по преданию, приписывали Македонскому (мост был разрушен в 1605 году). По всей видимости, Македонский, желая проложить ещё один стратегический путь через Армению, отправил сюда опытных мастеров, которые построили мост через реку Аракс.

Фрагмент мозаики с Александром Македонским. Фото: wikipedia.org

Одно из сохранившихся преданий рассказывает об Александре Македонском и горе Оцасар (Вишапасар). Согласно ему, Македонский, находясь в этих краях, у склона одной из высоких нахичеванских гор временно поселил привезённых с собой женщин (гарем), а преданных ему змей назначил охранят их, — потому гора и зовётся Оцасар («Гора змей»).

Завоевания Александра Македонского. Источник: wikipedia.org

Древнейшие представления народов Междуречья о бессмертии связаны с Гильгамешем — героем созданного в XVIII–XVII веках до н. э. ассиро-вавилонского эпоса. Ищущий бессмертия персонаж междуречной мифологии, Гильгамеш направляется «по пути на Аратта», идёт вверх по течению Евфрата, по дороге переходит через горы Машу (Масу, Масис), с юга обрамляющие Армянское нагорье горы Масиус, или Масион, где хранится «Цветок бессмертия».

Как и Гильгамеш, секрет бессмертия пытался найти и Александр Македонский. Согласно греческому труду, записанному в 240 году до н. э., Македонский ради достижения этой цели отправился в страну армян, к истокам Евфрата и Тигра.

Глиняная табличка с фрагментом «Эпоса о Гильгамеше». Британский музей. Фото: wikipedia.org

Русский историк-востоковед Борис Тураев (1868–1920) в своей книге «История Древнего Востока» приводит рассказ о том, что после Гильгамеша Македонский совершил то же путешествие в поисках живой воды. «В Киликии мы находим Героя Сандана, которого греки сопоставляли со своим Гераклом, а ассирияне изображали своим Гильгамешем; впоследствии черты азиатского героя, а также Этаны, были перенесены на Александра Великого в многочисленных романах о нём, так называемых Александриях. Укажем на путешествие к источнику живой воды чрез горы Масис [Арарат], охраняемые людьми с руками-пилами, хождение чрез мрак, посещение чудесного сада у моря, вознесение на орле… Отсюда же идут сказания об островах блаженных, обошедшие весь свет…»

Источники:

1. Сен Оганисян. «Армения. Нахичеван. Геноцид» / Сен Оганисян ; перевод Каринэ Казарян. — Москва : Ключ-С ; Ереван : Наапет, 2016.

2. Борис Тураев. «История Древнего Востока». Том 1 ǁ azbyka.ru.