Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армения в творчестве «амазонки русского авангарда» Надежды Удальцовой

Музей русского импрессионизма представил выставку московской группы «13», которая существовала всего три года (1929–1931), но оставила большое и оригинальное наследие. Группа получила свое название по количеству художников, которые приняли участие в первой выставке. В дальнейшем число участников выросло. Среди них оказались супруги Александр Древин и Надежда Удальцова. Творчество Удальцовой на выставке представлено в том числе 2 картинами: «Армения. Осень» из Государственного музея Востока и «Старый Норк. Ереван» из собрания Романа Бабичева. В статье расскажем о творческом пути художницы и ее взгляде на Армению начала XX века. 

Надежда Удальцова, Армения. Осень, 1934

Надежда Удальцова начала свой путь в московской частной «Студии Константина Юона». В мемуарах о творческой жизни она пишет: «Попала в школу Юона, сначала я ходила три-четыре раза в неделю, потом искусство захватило меня, и моя участь была решена». Позже художница отправилась в Париж. Сначала Удальцова и другие художницы русского авангарда (Попова, Пестель и Мухина) планировали учиться в студии Матисса, но она закрылась. Тогда они посетили мастерскую знаменитого Мориса Дени, но процесс обучения там им не понравился. Художница продолжила образование в академии «La Palette», где она начала экспериментировать и писать в кубистической манере. 

В кубистических композициях Надежда Удальцова обращалась к любимым объектам кубистов: музыкальным инструментам, посуде, броским надписям. В работах парижского периода художница использовала яркие цвета, которые останутся важной чертой творчества Удальцовой. В дневниках 1916-1918 годов авангардистка разбивает свою творческую жизнь на периоды и пишет, что парижский период — время утверждения ее места в беспредметной живописи. 

Прожив в Париже год, Удальцова возвращается в Москву и поступает в студию Татлина. В это время она пыталась обогатить традиционное классическое искусство, используя новые элементы, согласно кубистическому пониманию формы. В течение 1916-1917 годов под влиянием идей Малевича художница создает супрематические композиции с помощью гуаши, но скоро отходит от супрематизма.

В 1933 году Надежда Удальцова и ее муж Александр Древин едут в творческою командировку в Армению и поселяются в Норке. В «армянских» работах Удальцовой запечатлены в пастозной манере эмоциональные и лирические бытовые сцены. Герои работ, крестьяне, заняты привычным, отработанным веками трудом. В живописном строе преобладают темные цвета — коричневый, зеленый, синий, охристый. Пастозная манера письма придает особую материальность и массивность формам деревьев, домов, человеческих фигур. В работах Удальцовой творчески переосмыслены и признаки французской барбизонской школы, и отголоски конструктивизма.

Надежда Удальцова, Старый Норк. Ереван, 1933

Работа «Армения. Осень» из коллекции Государственного музея Востока попала в коллекцию от внучки «амазонки русского авангарда», искусствоведа Екатерины Древиной. Эта работа Надежды Удальцовой стала одним из четырех произведений, для которых при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд» были изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей.

На выставке «Группа 13», Тактильная модель и аромат к работе «Армения. Осень». Источник изображения: orientmuseum.ru

 «Лучше прочувствовать настроение работы поможет аромат, созданный ольфакторной художницей Анной Кабировой. По окончании проекта станция с объемным макетом и ароматом будет передана в Музей Востока», — подчеркивают в пресс-службе Музея русского импрессионизма.


О выставке

Куратор выставки — Надежда Плунгян


Тема выставки — грани жизни московской группы «13», которая существовала всего три года (1929–1931), но оставила большое и оригинальное наследие. Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. Друзья решили поэтически переосмыслить саму идею городского скетча, придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров, фовизма и постимпрессионизма. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.

«Тринадцать» были группой раннесоветских интеллектуалов и знатоков рисунка. Бег живой линии они ставили выше конструктивистского фотомонтажа или академических штудий. Но что важнее, «Тринадцать» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе, быть наблюдателем и летописцем.

Группа стала встречей трех художественных столиц — Москвы, Ленинграда и Саратова. Спичкой или пером, тушью или акварелью «Тринадцать» спешили зарисовать толпу в городских парках и на водных станциях, толчею трамваев и извозчиков. Вы увидите и живопись «Тринадцати» разных лет: это часть их многолетней работы «в стол», скрытая от советского зрителя, впервые показана в диалоге с их любимыми французскими мастерами.

Источники:
Маринэ Мкртчян, Анна Степанян. Надежда Удальцова и ее Армения —
arar.sci.am
Боровская Е.А., Дроздова М.А. Из Москвы в Париж. Русские художницы «Студии К. Юона» в парижских частных мастерских — cyberleninka.ru
Выставка «Группа “13” в переулках эпохи» — group13.rusimp.su
Две Надежды представляют музей Востока на выставке
«Группа “13” в переулках эпохи» — orientmuseum.ru