Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Армянский соловей» Надежда Папаян

Надежда Папаян — певица, талант которой озарил оперное искусство конца ХIХ – начала ХХ веков. Артистка ведущих театров Милана, Неаполя, Парижа, Санкт-Петербурга и Тифлиса, она вызывала неизменный восторг публики и добилась мирового признания. Блестящая исполнительница Виолетты, Джильды, Маргариты, Татьяны и других оперных героинь прожила сложную жизнь, которая трагически оборвалась, когда ей было всего 37 лет. Завоевав известность и признание, она оставалась простой, деликатной и дружелюбной в общении с людьми, не подозревая, что именно дружелюбие и гостеприимство станут причиной её нелепой смерти.

Надежда Папаян (1868–1906). Фото: armenianarthall.com

Надежда Папаян родилась в 1868 году в семье астраханского армянина Амвросия (Амбарцума) Папаяна. Отец владел небольшой лавкой, торговал сладостями и табаком. Мать Елизавета Папаян (в девичестве Котоян) посвятила себя домашним заботам, а иногда в узком семейном кругу пела романсы Глинки и Даргомыжского. Мягкий, приятный голос матери с детства вызывал у девочки желание петь. К семи годам у Надежды не только сформировался музыкальный вкус, но и проявился талант: она играла на фортепиано на слух и нередко, облачившись в материнскую одежду, изображала оперную певицу. Любимым развлечением Нади в детстве были домашние спектакли, устраиваемые с братом Володей, которому судьба отвела всего 15 лет жизни. Дочь осталась единственным утешением семьи Папаян.

Музыкальное дарование Нади проявилось в годы её учебы в Мариинской женской гимназии. В канун Рождества она исполнила несколько песен, буквально заворожив публику. Родители понимали: девочке нужно дать серьёзное музыкальное образование, но в Астрахани это было невозможно. И тут подвернулась удача: в 1884 году по контракту на год в город приехал знаменитый тенор Кипсе, который и дал Наде первые уроки вокала — поставил дыхание, расширил диапазон голоса, обучил несложным песням и маленьким ариям из опер. Оставалось дождаться окончания гимназии.

Через год, оставив золотую медаль выпускницы Мариинской женской гимназии дома, 18-летняя Надежда Папаян отправилась в сопровождении отца в Петербург, где покорила красивым лирическим сопрано экзаменаторов консерватории во главе с Антоном Рубинштейном. Наде вновь повезло: она попала в класс к опытному педагогу Вильгельмине Рааб, которая проявляла индивидуальный подход к каждому студенту. Вскоре Папаян вошла в число редких студенток, которым доверяли выступать на консерваторских вечерах и празднествах, а также разрешили участвовать в уроках оперного класса, что ещё больше утвердило в Надежде любовь к сцене. К третьему году учёбы она уже мастерски исполняла арии Джильды из оперы «Риголетто» Верди и Маргариты из «Фауста» Гуно, принимала участие в оперных спектаклях и камерных концертах и была замечена публикой. Незадолго до окончания консерватории у Надежды обнаружились проблемы со здоровьем: врачи посоветовали сменить сырой петербургский климат и уехать в солнечную Италию. Перед отъездом Рубинштейн просил любимую студентку не бросать пение.

Надежда Папаян в роли Марфы из оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Фото: armenianarthall.com

Италия открыла для неё окно в новый мир. Уроки у маэстро Собостиани в Неаполе, затем у профессора Фиорито в Милане всесторонне развили голос девушки: устранились изъяны, выровнялся звук, усилилось дыхание. В Италии Надежда не только пела на сценах ведущих театров — в миланской «Альгабре», неаполитанском «Сан-Карло» и других, но и познакомилась со многими певцами-армянами, совершенствующими здесь мастерство. Вскоре её пригласили в качестве примадонны в знаменитый театр «Ла Скала», она же решила вернуться на родину. Вместо Астрахани и родительского дома она, по предложению друга и певца Беглара Амирджаняна, отправилась покорять Кавказ.

О Надежде Папаян здесь уже слышали, тем не менее чиновники потребовали сменить армянскую фамилию на русский манер — Папаева, прежде чем напечатать афиши. Но Надежда Амвросиевна отказалась и смогла уладить «конфликт». Вскоре она стала участвовать в концертах в разных залах Кавказа. Тифлисский оперный театр в ту пору находился на грани краха, и лишь бешеный успех у публики Надежды Папаян и огромные кассовые сборы помогли ему вернуть прежнюю популярность. Тифлисский дебют певицы состоялся в дуэте с совсем молодым Фёдором Шаляпиным в опере «Фауст» и имел огромный успех. Шаляпина заметили, а Папаян пресса назвала «армянским соловьем».

Она знакомится с представителями местной армянской интеллигенции,  писатель Александр Ширванзаде становится её близким другом. Это он спасет её от попыток самоубийства после неудачной первой любви к молодому князю Борису Аргутину, чья семья противится браку с «артисточкой». Надежда уезжает в Париж, где с 1896-го по 1898 год вновь берёт уроки у профессора Маркези, выступает на лучших сценах, завладевая сердцами слушателей. С певцом Левоном Егиазаряном она организует концерты армянской музыки в разных городах Франции, Англии и других стран Европы, знакомя широкую аудиторию с армянскими народными песнями и романсами.

Неразделенная любовь и глубокие переживания становятся залогом творческих откровений в жизни певицы. Её игра становится более впечатляющей. Певица стремится быть максимально реалистичной в искусстве — от выбора костюма, соответствующего исторической эпохе и стране, где происходит действие оперы, до грима, помогающего раскрыть сценический характер. Надежда Папаян детально прорабатывает характер каждой своей героини, её переживания и эмоции, анализируя ситуацию, в которой она действует. «Армянского соловья» приглашают в столицу. 11 апреля 1900 года Надежда Папаян даёт прощальный концерт в Тифлисе. Зал был переполнен поклонниками её таланта, которые, как всегда, забросали её цветами, открытками, подарками. Певица заключает контракт на три года с Мариинским театром и отправляется покорять Петербург.

Надежда Папаян в роли Сюзанны из комической оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Фото: armenianarthall.com

И здесь успех Надежды Папаян был неминуем, однако через год талантливая певица отходит на второй план. Зимой 1902 года она пишет подруге письмо, в котором говорит о закулисных интригах Мариинки: «…мне ясно дали понять, что я должна иметь покровителя, тогда мне будет хорошо. У каждого за спиной человек; но к кому я могу обратиться и кого найти? У меня никого нет. Все это меня очень угнетает». С приходом в театр нового директора ситуация ещё более омрачается: Теляковский не скрывает своих антиармянских взглядов и требует, чтобы певица сменила фамилию на Папаеву. Надежда Амвросиевна отказывается. Ей поручают второстепенные роли, лишают вечерних спектаклей. Папаян подумывает навсегда уехать в Париж.

Обратившись в несколько парижских театров, оперная дива намеревается вернуться в Петербург за своими костюмами. И на этот раз Ширванзаде предостерегает её, уговаривает отказаться от поездки, поскольку в охваченной революционным движением России полно хулиганов, которым нет дела до искусства и великих талантов. Но Надя стоит на своём. Неожиданно в Петербурге она получает письмо из Астрахани об ухудшении здоровья матери и едет домой. После похорон она решает задержаться в отчем доме до получения письма из Парижа. Удача была не за горами, когда в один из декабрьских вечеров в дверь постучали трое «студентов» и попросили знаменитую певицу выступить на якобы предстоящем благотворительном концерте. Надежда приняла молодых парней с армянским гостеприимством, но когда подавала чай, услышала грохот. Обернувшись, она увидела, как один из «студентов» напал на отца. Пытаясь встать между ними, Надежда получила удар кастетом по голове и потеряла сознание.

Как выяснилось потом, под видом студентов в дом вошли грабители, уверенные, что великая певица хранит тут бриллианты и деньги. Не найдя их, они оставили на полу смертельно раненную певицу и скрылись. Три недели врачи пытались спасти Надежду, но безуспешно. Лишь перед смертью она пришла в сознание и еле слышно спела свою последнюю арию — Виолетты из «Травиаты» Верди, заставив весь медицинский персонал безудержно рыдать. В последний путь любимую певицу провожали все, даже женщины, которым по тем временам не разрешалось идти на кладбище. А в это время на её имя пришла телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитой «Опера-комик».

После смерти певицы её поклонники и коллеги почти каждый год устраивали в Тифлисе благотворительные спектакли и концерты, сбор с которых шёл на две стипендии имени Надежды Папаян, установленные для армянок вокального отделения Тифлисского музыкального училища. А в 1910 году местная русская драматическая труппа по инициативе М. Петовой-Бельской поставила пьесу в стихах Ж. Шипена «Смерть и жизнь»: сбор снова был направлен стипендиаткам.

Источник: Магдалина Затикян, golosarmenii.am