Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ереванская государственная консерватория. Как в 1920-е годы развивалась армянская музыка?

В 1920-е годы в Армению переехали многие талантливые музыкальные деятели. Среди них были Александр Спендиаров, Романос Меликян, Спиридон Меликян, Аршак Адамян, Авет Габриелян, Шара Талян, Айкануш Даниелян и другие. Начало ХХ века — время перемен, которые затронули каждую сферу. Ереван в начале ХХ века собрал вокруг себя интеллигенцию, готовую создавать новое. Благодаря их труду в Армении расцвела новая музыкальная культура, развилась композиторская школа и появились первые оркестровые ансамбли.

Армянские композиторы и музыканты. Источник

С самых первых лет армянские исполнители выступали верными хранителями и продолжателями лучших демократических и прогрессивных традиций музыкальной культуры прошлого. Композиторы, чей творческое амплуа сформировалось в дореволюционную эпоху, принимали активное участие в развитии новых тенденций. Они стали проводниками и учителями для молодых исполнителей. Среди них были Армен Тигранян, Саркис Бархударян, Анушаван Тер-Гевондян, Азат Манукян, Спиридон Меликян и Егиазар Сардарян.

Советская Армения: 1920-1945 годы. Источник

Музыкальное искусство активно развивалось, соответствуя главенствующей идеологии и новым идеям. В 1917 году были опубликованы интерпретации нескольких революционных песен Азата Манукяна. После установления советской власти популярностью пользовались следующие композиции: «Интернационал», «Маршируйте смело, товарищи» и «Варшавянка». Они были обработаны и стали обычным явлением на крупных фестивалях и торжествах. Параллельно развивалась музыка, раскрывающая особенности армянского контекста. Пионером в этой области был Анушаван Тер-Гевондян, создавший большое симфоническое произведение «Ахтамар». Это событие стало важным достижением для армянских композиторов.

Здание Ереванской государственной консерватории. 1937 год. Источник

В первой половине ХХ века стали развиваться образовательные центры. Новое время требовало серьёзных реформ. Ереванский народный университет стал вторым по значимости высшим образовательным учреждением в Армении. 22 декабря 1921 г. там открылась музыкальная студия. Два года спустя она была преобразована в консерваторию. Основателем и первым руководителем Ереванской музыкальной студии стал композитор, педагог и общественный деятель Романос Меликян, специально приглашённый из Тбилиси в Ереван. Приглашение Меликяну передали народный комиссар просвещения Ашот Иоаннисян и армянский поэт Егише Чаренц от имени председателя Совета народных комиссаров Александра Мясникяна.

Романос Меликян. Источник

Имя Романоса Меликяна не так широко известно за пределами Армении. За всю жизнь он не дал ни одного интервью, а о ранних годах композитора ничего неизвестно. Феномен творчества Меликяна выражается в непередаваемой эмоциональной выразительности. Любовная лирика, философские раздумья, пейзажные зарисовки и сцены из народной жизни оживали в его сочинениях. За всю свою жизнь он создал большое количество произведений, но больше всего горел своим детищем — Музыкальной студией.

Известный скрипач Авет Габриелян вспоминал образ Романоса Меликяна: «Он инициативен, всегда полон идей, неутомим в стремлении завершить начатое им благородное дело. Меликян был глубоко убеждён в грандиозной перспективе своей работы, его непоколебимая уверенность властно передавалась окружающим, особенно сотрудникам студии».

Картина Григора Шарбабчяна. Источник

Благодаря неиссякаемой энергии Романоса Меликяна это образовательное учреждение становилось центральным в музыкальной жизни Армении. Были приглашены преподаватели из разных городов, предлагающие широкий спектр возможностей для молодых исполнителей. Объединённые грандиозной идеей, они вместе взялись за реализацию возложенной на них миссии. Основание студии означало создание школы армянской музыки. Это место стало домом, в стенах которого осуществлялся поиск стиля и духа музыкальной культуры. Каждый студент чувствовал себя причастным к чему-то большему и знал, что должен приложить все усилия, чтобы иметь право называть себя музыкантом.

Авет Габриелян. Источник

Хор Ереванской музыкальной студии стал первым действующим концертным коллективом в Армении. В его состав вошли все студенты и любители музыки (120 человек). Каждое выступление коллектива отличалось удивительной точностью ритма и интонационной чистотой. С приходом Авета Габриеляна музыкальная студия получила преподавателя, который с 1922 по 1924 годы определил главные тенденции в этой сфере в Армении.

Организация струнного квартета преподавателей Ереванской музыкальной студии стала важным шагом для развития деятельности и популяризации музыки. Авет Габриелян возглавил команду энтузиастов. Летом 1923 года ученики студии были сформированы в труппы и отправлены в города и деревни страны, чтобы начать работу по обучению пению в школах и клубах. Также они собирали образцы народного творчества, что было необходимо как для исполнителей, так и для учёных.

Здание консерватории. Источник

1 октября 1923 года студия была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию. Впервые сформировался центр, вокруг которого могли собраться лучшие творческие единицы. В течение первого года консерваторию возглавлял Романос Меликян. С 1924 по 1926 год руководил Аршак Адамян, разносторонний деятель, музыкант и философ. Он разработал проект Ереванской консерватории, отражающий реалии времени. Им же был организован первый симфонический оркестр республики.


На обложке — Composers Karo Zakaryan, Anushavan Ter-Ghevondyan, Alexander Spendiarov, Sargis Barkhudaryan. Tbilisi, 1926

Источник:

Iljine N. Memories Of Yerevan, 2023. Веб-ресурс