Краски Мартироса Сарьяна: какие работы армянского художника представлены на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 30 октября проходит выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», рассказывающая о двух представителях предпринимательской династии Морозовых — братьях Михаиле и Иване, известных меценатах и коллекционерах произведений искусства. Экспозиция представляет уникальное собрание французской и русской живописи, сформированное братьями Морозовыми на рубеже XIX и XX веков.
Впервые за столетие в ГМИИ имени А.С. Пушкина вместе показаны работы французских и русских мастеров, некогда составлявшие единое собрание. На выставке представлены принадлежавшие Михаилу и Ивану Морозовым картины таких художников, как Поль Гоген, Винсент ван Гог, Эдвард Мунк, Клод Моне, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Марк Шагал. Есть в морозовской коллекции и работы армянского живописца Мартироса Сарьяна «У гранатового дерева» и «Улица. Константинополь», также вошедшие в экспозицию.
Картина Мартироса Сарьяна «У гранатового дерева» (1907) представлена в зале «Гоген. Медитация и экзотика» с работами французского художника Поля Гогена, отразившего самобытную культуру тихоокеанского острова Таити. Как отмечено в аннотации к этому залу, в интерпретации Ивана Морозова «экзотика искусства Гогена переплелась с новым пониманием роли неевропейских и народных культур, созвучным этнографическим научным и кураторским опытам начала ХХ столетия». Коллекционер «вполне мог увидеть пересечения с эстетикой Гогена и в орнаментах и локальных цветах фольклорных сцен Бориса Кустодиева или Андрея Рябушкина, и в театрализованных фантазиях Бориса Анисфельда, и в горячих красках искусства Мартироса Сарьяна».
Мартирос Сарьян начал свою художественную деятельность в 1907 году с участия на выставке «Голубая роза», в которой вместе с ним участвовали его товарищи по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (Павел Кузнецов, Петр Уткин). Доминирующее место в творчестве художника тогда занимали сказочные сюжеты. Ивана Морозова, купившего его работу «У гранатового дерева» в 1908 году на выставке «Салон Золотого Руна», могла привлечь задумчивая, ориентальная экзотичность фантазии Сарьяна.
Картина Мартироса Сарьяна «У гранатового дерева» на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Фото: Армянский музей Москвы
«Изучая тогда природу и жизнь Востока, я задумывался над средствами передачи своих впечатлений. Последние по остроте нового восприятия были близки с прошлым моего детства. Я, как дитя, начинаю синтезировать свои впечатления, не отрываясь от природы, но с большим уклоном к фантастике, к сказке…» — признавался Мартирос Сарьян, в годы своей учебы, в 1901-м, впервые совершивший поездку в Армению и очарованный красотой ее природы. «Влюбленный в красоту Востока, я стремился к красочной, цветистой живописи, к углубленной передаче цвета, света и формы», — говорил художник.
Вторая работа Мартироса Сарьяна — «Улица. Константинополь» (1910) — представлена в зале «Открытый финал» вместе с «Марокканским триптихом» Анри Матисса. Ослепительное небо Северной Африки, переданное французским художником, «отозвалось в морозовской коллекции тонами живописи Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна».
С 1908–1909 годов Мартирос Сарьян начал отходить от сказочно‐фантастических сюжетов и обратился к темам реальной жизни. Увлечение южной природой побуждало его продолжить свои путешествия по странам Востока. В 1910-м художник отплывает на грузовом пароходе из Севастополя и через два дня высаживается в Константинополе. Завороженный жизнью пестрого города и его окрестностей, художник «жадно набрасывал свои впечатления, всматривался в жизнь этого города, где так причудливо встретились Европа и Азия на пышном берегу Босфора».
Работы Мартироса Сарьяна на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» выражают отношения между русской культурой и Востоком. «Быть может, соседство России с Востоком объясняет, почему передовые представители русской культуры, по достоинству оценившие ван Гога, Матисса, Гогена, почувствовали всю ценность искусства Сарьяна, находившегося в тесной связи с русской культурой», — писал в 1973 году искусствовед Шаэн Хачатрян в предисловии к альбому «Музей Мартироса Сарьяна».
Источники: 1. Д.В. Сарабьянов. Мартирос Сарьян. Москва : Издательство «АСТ», 2000; 2. Р.Г. Дрампян. Мартирос Сергеевич Сарьян. Москва : «Искусство», 1964; 3. А.И. Михайлов. Мартирос Сергеевич Сарьян. Москва : «Советский художник», 1958; 4. Ш.Г. Хачатрян. Музей Мартироса Сарьяна. Москва : Издательство «Советский художник», 1973.
Фото обложки: Мартирос Сарьян. «У гранатового дерева», 1907