Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Васпураканская миниатюра

Васпураканская школа существенно отличается от других рукописных школ. Это прослеживается не только в использовании других материалов и технике, но и в художественном языке. Как именно проявляются эти особенности? Какие характерные черты васпураканской миниатюры можно выделить? Рассказываем в нашем материале.


Васпуракан — одна из крупнейших областей древней и средневековой Армении, сыгравшая значительную роль в её культурной жизни. В первую очередь, это школа рукописной миниатюры, которая отличается от любой другой на территории страны.

Источник

Первые миниатюры рукописной школы в Васпуракане начали возникать ещё в X веке, но эти работы практически не сохранились. Основным периодом деятельности принято считать XIII–XVIII века. Васпураканская школа отличается от других школ сформировавшимся художественным стилем, для которого характерны простота и контрастность.

Еще одной чертой васпураканской традиции — отсутствие цветового фона. Золото в армянскую миниатюру пришло из Византии: киликийская школа переняла от неё использование фона и сусального золота, а также детализированные образы. В васпураканской же — работали на пустом фоне, так как центры не имели возможности приобретать золото для рукописей. Следует отметить, что Васпуракан был изолирован от всех остальных, благодаря чему рукописцы сохранила свои традиции.

Этой школе принадлежит один из первых иллюстрированных манускриптов армянской средневековой миниатюры — Евангелие Млке. Он был написан во второй половине IX века для князя из рода Арцруни и был принесен в дар монастырю Вараг царём Гагиком и царицей Млке.

Структура армянской средневековой рукописи складывалась следующим образом: первые страницы отводились Посланию Евсевия и Канонам согласия — хоранам. Они украшались узорами. Далее следовала тетрадь лицевых миниатюр, состав которых менялся в зависимости от времени и места создания рукописи. Как правило, присутствуют сюжеты Благовещения, Рождества, Крещения, Распятия, Преображения и другие. После них следует текст Евангелий, перед каждым из которых имеется изображение евангелиста. В более поздних миниатюрах появляются специально украшенные заглавные буквы, виньетки и изображения на полях. В иллюстрированных рукописях Васпуракана миниатюры находятся в самом начале, а после Евангельских сцен идут хораны.

На страницах манускрипта содержатся краткие пояснения, ставшие неотъемлемой частью васпураканской миниатюры. Они располагаются внутри самой композиции. Такие пояснения связаны с трактовкой живописной сцены и действующих лиц. В других армянских школах это не так распространено и не является обязательным.

Евангелие из монастыря Ахтамар 1391 года, украшенное мастером Тцеруном (Матенадаран, MS 8772).


Миниатюры: сайт Armenica.org

Источники:

Закарян Л. Из истории Васпураканской миниатюры / отв. ред. В.Н. Лазарев, В.О. Казарян. — Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1980.