Графика Минаса Аветисяна: воспоминания о родном Джаджуре
Графические работы Минаса Аветисяна невероятно эмоциональны и разнообразны. Портреты, простые бытовые сюжеты, жанровые композиции — все это дополняет великолепную коллекцию автопортретов художника. Нередко встречаются «сельские мотивы» — трогательные воспоминания о прошлом родного Джаджура.
Характер графических листов Аветисяна очень разнообразен. Иногда, как, например, в рисунке 1973 года — это просто женское лицо, строгое и одухотворённое, несколько драматичное в контрастном освещении, так характерном для графики Аветисяна семидесятых годов. А иногда, как в рисунке «Армянка» (1974), это монументальный и чеканный образ, поражающий пластической и эмоциональной силой.
Часто простой жизненный сюжет приобретает в рисунках художника особую поэтичность. Он любит изображать беседующих у окна, сидящую женщину. Воспоминания или размышления, грусть или радость, наполняющие его героев, вызывают у зрителя многообразные ассоциации. Таков, например, рисунок «Девушка в кресле» (1973). В нём на фоне глубокого проёма окна изображена сидящая в старинном кресле девушка. Мотив окна в рисунках Минаса всегда многозначен. Оно то широко распахнуто, то полуоткрыто, то глухо задёрнуто занавеской, в зависимости от того, какие грани, связывающие героев с внешним миром, подчёркивает художник. В листе «Воспоминания о войне» (1973) Аветисян изображает своих родителей, погружённых в горестные воспоминания и сидящих за столом при слабом свете керосиновой лампы. Лёгкая рука матери полуприкрыла фотографию сына. Её фигура моделирована мягким и плавным штрихом, острым и «колючим» — фигура отца.
В рисунке «У окна» (1974) изображена пожилая женщина. Ночь за окном словно окутывает тишиной её думы. Синева неба как бы вплетается в цвет её одежд, оставляет нежные и лёгкие следы ускользающих воспоминаний художника, воспоминаний о матери. Отблески жёлтого света ложатся на проём окна, на стены дома. Лёгкими красными вспышками светятся цветы на подоконнике.
Интересно, что в рисунках, исполненных без натуры, оказываются вкрапленными и конкретные натурные впечатления. Таковы старинная лампа и часто повторяющийся мотив кресла с высокой резной спинкой.
Многочисленны жанровые композиции в графических листах художника. Обычно это сюжеты, основанные на воспоминаниях о пережитом, а иногда — на рассказах близких о драматических событиях истории Армении.
Сюжеты жанровой графики и жанровой живописи Аветисяна, где цвет играет порой очень активную роль, едины. Иногда такие графические листы исполнены углем, иногда — разноцветными фломастерами, иногда — пастелью. Порой художник применяет самое причудливое смешение техник. Он добивается живописной мягкости графики, удивительной тонкости цвета, напевного, мягкого. Это соответствует уже новому этапу развития колорита художника, когда тот отходит от локального цвета картин начала 60‐х годов и приходит к сплавленному, благородному, сложному цвету.
Так в графических листах нашла отражение и эволюция живописного мастерства художника. Жанровые мотивы здесь очень своеобразны. В них мы никогда не найдём прямого отражения наблюдённого. Это всегда поэтический сплав воспоминаний не только об увиденном, но и о прочувствованном. Особенно о жизни родного Джаджура. Сельские мотивы всегда овеяны добрым теплом. «Прощание с деревней» (1974) или «Телега с волами» (1974) — глубоко эмоциональные образы людей и природы, близкие народной армянской песне:
Остаётся за сохой, ороло,
Борозда в земле сухой, ороло!
Вы, волы, — мои цветы, ороло,
Нету краше красоты, ороло!
И отдам всё без остатка я, ороло,
За мычанье ваше сладкое, ороло!
В этих работах, удивительно гармоничных в цвете, художник воссоздаёт опоэтизированный мир прошлого Джаджура. Аветисян как‐то писал жене: «Я пишу свет, а не материал. Свет у меня это цвет… Я на жизнь смотрю издали, поэтому мелочи не видны в моей живописи». Это в большой степени можно отнести и к графике. В его сюжетных жанровых вещах никогда нет вялого перечисления событий, он всегда даёт их сгусток.
В рисунках Аветисяна старая архитектура часто соседствует со своеобразным пейзажем, несущим на себе не меньшую эмоциональную нагрузку, чем фигуры, которые, даже если они легко намечены, содержат меткую характеристику национальных «задумчивых», мерных ритмов. Таковы рисунки «У родника» (1973), «Сельский мотив» (1974). Исполненные итальянским карандашом, с бархатной глубиной теней, они содержат тончайшую тональную градацию. Аветисян часто возвращается к одним и тем же сюжетам, уточняя для себя их эмоциональный строй. И всюду действие развивается как в народной песне с ритмическими чередованиями одного мотива, с аккомпанементом припева.
Постоянная тема «сельских мотивов» Минаса — это неразрывная связь человека с природой, которая его окружает. В листе «Сельский пейзаж» (1974) горная природа величава и монументальна — старые домики, сложенные из массивных камней, словно вырастают из каменистой почвы, как дерево около них с прихотливыми переплетениями ветвей. Но в листе нет и намёка на обыденность. Это романтический образ горного селения.
Романтическое, философское осмысление природы Армении, поиски величавого образа Родины занимают художника и в графике, и в живописи. Часто и тут и там композиционные и колористические мотивы близки, хотя выражают разные аспекты одной идеи.
Источник: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987
Обложка: Минас Аветисян. Фото: А. Экекян, 1965 / РИА Новости