Создание новой реальности, материализм и вера в Бога: философские воззрения Микаэла Налбандяна
Микаэл Налбандян известен своими новаторскими литературными трудами и объединением усилий армянских демократических сил с русским освободительным движением, за что и был заключен под стражу, где умер в возрасте 36 лет. Однако философские труды публициста не менее значимы. Об идеях Микаэла Налбандяна по развитию общества, ценности просвещения и на первый взгляд противоречивом сочетании материалистических взглядов с религиозностью специально для Армянского музея Москвы рассказала искусствовед Рузанна Лазарян.
Краткая биография
Микаэла Налбандяна многие справедливо считают великим писателем, революционером, публицистом и основоположником реалистического жанра в армянской литературе. Родился он 14 ноября 1829 года в семье ремесленника Лазаря. Еще с малых лет писатель отличался острым умом и сообразительностью. Заметив это, отец отдал мальчика в религиозную школу, однако там образование не двигалось далее церковных молитв и песнопений. Тогда, увидев отсутствие перемен в своем ребенке, Лазарь Налбандян перевел сына в частную школу Габриэла Патканяна, который уже тогда был известен как поэт и просвещенная личность. Габриэл Серопович стал первым после отца, кто заметил талант еще маленького Микаэла, и принялся обучать его в школе бесплатно.
В 1840-е годы Микаэл Налбандян активно увлекся идеями Александра Герцена и Виссариона Белинского, что в будущем стало причиной его многочисленных путешествий в Москву, Кишинев, Одессу и другие города. В 1853 году, сдав экзамен в Санкт Петербурге, писатель получил звание преподавателя армянского языка и принялся работать в Лазаревском институте восточных языков как учитель. А уже через два года стал вольным слушателем в Московском университете медицинского факультета.
В последующие годы имя Микаэла Налбандяна будет связано с освободительной деятельностью армянского народа: по его мнению, только распад царизма мог обеспечить народам возрождение во всех смыслах. В 1862 году Налбандяна – участника подпольной организации «Земля и воля» – арестовали за тайные связи с русскими революционерами. Более на свободе обвиненный в антиправительственной пропаганде публицист не окажется. После нескольких проведенных в Петропавловской крепости лет писателя сослали Камышин Саратовской губернии, где он и скончался в 1866 году от туберкулеза.
Микаэл Налбандян, прожив всего 36 лет, оказал важнейшее влияние на армянскую общественную мысль. Его литературное наследие – неоценимо. Однако помимо поэзии и публицистики Налбандян также занимался философией. Именно философские взгляды писателя на общество и его развитие мы и разберем в этом материале.
Философские воззрения
У Микаэла Налбандяна были собственные неповторимые идеи и предположения относительно общественной жизни и условий ее становления. По его мнению, развитие истории обусловливается силой духа народа, то есть в основе развития общества лежит индивидуальный, неповторимый дух нации. Поэтому одни народы часто долго борются за выживание, а другие, наоборот, легче справляются с определенными ситуациями, что уже зависит от миропонимания, мировоззрения – как народ относится к тем или иным вещам и на чем делает акцент.
Но как, собственно, представляет развитие общества сам Налбандян? По мнению философа, поскольку люди от животных отличаются тем, что имеют сознание, то человеческая история не должна развиваться эволюционно, то есть постепенно: человек наделен сознанием, аналитическим умом, он способен критически оценить ситуацию и понять ее слабые стороны, а значит – должен действовать сам. А это, получается, – отход от эволюционного развития к революционному, которое отличается скачкообразностью. По Налбандяну, человек не должен сидеть в ожидании, когда история его приведет к определенной точке развития. Человек сам должен развиваться, самостоятельно сглаживать острые углы, пытаться создать новую реальность, которая соответствует его ожиданиям.
В этом случае довольно актуальным становится декартовское сомнение во всем. Главнейший закон диалектики – тезис-антитезис-синтез, и именно при переходе от первой стадии к следующей человеку следует руководствоваться сомнением, критически оценивать ситуацию. Но этим Налбандян не ограничивается. Одним лишь сомнением достичь цели невозможно. Важно также брать позитивные, положительные стороны определенных вещей, а не просто слепо отрицать все старое ради нового. Это долгий и кропотливый труд для создания идеального мира по нашим представлениям. Таким образом, с критикой должен сочетаться поиск полезных сторон.
По мнению Налбандяна, психика является высшей стадией развития природы, конечной точкой, поэтому безуспешные попытки разделения человека на дух и тело не удовлетворяли мыслителя. Он считал человека гармоничным слиянием духа и материи, а попытки идеалистов разделить его на две разные сущности, каждая из которых живет своей жизнью и находится в тайной борьбе с другой, – лишенными смысла. Дух во взглядах Налбандяна превращается в аристотелевскую форму, но с тем отличием, что этот дух не идеален, то есть рассматривается в обычной жизни, а не в абстрактном мышлении.
Кроме того, писатель придерживался позиции, что во время занятий философией и изучения громадных томов великих мыслителей важно отличать объективную истину от субъективности, точнее, в каждой книге необходимо найти объективную истину, которая в будущем поможет в развитии социальной жизни («Истина не является собственностью одного человека»).
В своих рассуждениях Налбандян придерживался материалистического взгляда и резко критиковал идеалистов, которые свойственные материи черты превращали в абстрактное, безосновное явление. По мнению публициста, жизнь начинается и заканчивается материей – вечной и переменчивой. Если цветы растут и увядают, если люди рождаются и умирают, это еще не значит, что материя не вечна. В этом и заключается интереснейший парадокс, что единичное конечно, но, по сути, у материи нет ни начала, ни конца: она все время видоизменяется, давая определенным вещать рождаться, другим – умирать, чтобы удерживать циклическое развитие вещей.
Важно отметить, что несмотря на материалистические взгляды, Налбандян вовсе не отрицал важную роль религии. Он считал религиозное чувство высшей инстанцией, высшим проявлением человеческой духовности. Но чем философ отличается от большинства верующих? Налбандян придерживался деистического взгляда на мир, которое подразумевает наличие Бога как демиурга, который после создания мира уже не вмешивается в его дела и все оставляет воле человечества. Таким образом, Налбандян словно стоит между атеистами и верующими, и самое ценное в его взглядах – это новое понимание религиозного чувства.
Следующие идеи в большей степени связаны с социализмом. Подобно Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, Микаэл Налбандян верил, что в основе человеческих интересов лежит экономика. Поэтому, по его мнению, для всеобщего равенства, нужно поровну распределить все имущество.
Но помимо прочего, важно упомянуть о главной особенности философии Налбандяна – ее просветительский характер. Только люди с высоким уровнем образования смогут совершить революцию и в будущем правильно использовать им дарованный шанс, верил публицист.
Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использован портрет Микаэла Налбандяна кисти Мартироса Сарьяна, 1937. Фото: nnao.ru