Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Фотография — продолжение творчества Микаэла Таривердиева

Фотография увлекла композитора Микаэла Таривердиева ещё в детстве. Он говорил, что она стала для него частью жизни и в какой-то мере продолжением творчества.

Фото: tariverdiev.ru

В книге-автобиографии Микаэла Леоновича «Я просто живу» последняя глава «Я, Вера» написана его женой — Верой Гориславовной. Вспоминая своего мужа, она пишет: «Печатает фотографии сам, в том числе цветные, сутками просиживая в фотолаборатории. „Я ловил ощущение“ — это принцип его жизни. И эти ощущения остались запечатленными и в фотографиях, и в музыке».

Рассказывал о своём увлечении и сам Микаэл Таривердиев.


Наверное, я фотографирую с той поры, как помню себя. Во всяком случае, снимать я стал одновременно с началом занятий музыкой. И, как водится, в том и другом — начинал с подражания.

Родители подарили мне камеру. Это была примитивная ящичная камера. С тех пор в моих руках перебывало много аппаратов. Как всякий начинающий любитель, я снимал по просьбе друзей и для друзей. Снимал, конечно, плохо, хотя моих школьных товарищей это вполне устраивало. Поэтому я то бросал фотографию, то принимался снимать снова.

Позже, когда я поступил в Музыкальный институт имени Гнесиных, мое прежнее увлечение пригодилось. В качестве общественной работы я выбрал должность фотокорреспондента нашей институтской газеты. Мне дали фотоаппарат «Киев», только тогда выпущенный. Эта камера была моей мечтой, купить ее сам я в то время просто не мог. В восторге я так усердствовал, что забросил занятия, получил четверку по композиции, и мой профессор Арам Ильич Хачатурян в гневе запретил мне временно фотографировать. Впервые я понял, как интересно снимать природу, когда на втором курсе с группой студентов отправился на шлюпке по Волге. Тогда я очень много снимал. И выяснил, что лучшие фотографии — это не снимки «на память», а кадры, сделанные как бы «рисующей камерой». Тогда-то и понял, что фотографирование природы увлекает меня больше всего.

Фото © Микаэл Таривердиев ǁ tariverdiev.ru

И тогда же обнаружилось, что черно-белая фотография, которой я занимался, требует иного зрения, иных ощущений формы и ритма, чем те, что были естественны для меня. Я перешел к цветной фотографии, которая, может быть, технически сложнее, но именно она позволила  выразить то, что не удавалось в черно-белой технике.

В основном снимаю природу. Люблю фотографировать детей, которые — часть и продолжение природы. Ведь чем больше мы, жители городов, взрослеем, тем больше, к сожалению, от природы отдаляемся.

Очень многое дала мне многолетняя дружба с прекрасным, тонким фотохудожником Евгением Умновым. Именно он научил меня относиться к фотографии как к большому искусству.

Я много езжу, но по сделанным мною снимкам, наверное, нельзя судить, скажем, о Дальнем Востоке или Кубе объективно. Это мой Дальний Восток, это моя Куба.

Фотография стала для меня частью жизни, может быть, даже в какой-то мере продолжением моего творчества. Но если, работая над музыкой, я всегда помню, что работаю для людей, то снимаю всегда для собственного удовольствия.

М. Таривердиев ǁ tariverdiev.ru


Фото обложки: musician.international