Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Дом, который построил Ашот Бабаян

В этом доме наверняка найдется пшеница и даже пес. Но нет здесь коровы, петуха и кота, как у Маршака. И не надо. У Ашота Бабаяна своя сказка — другой такой, пожалуй, не сыщешь на всем земном шаре. 

Фото © Ани Гнуни

Его дом-музей находится почти в центре Дилижана. С другими постройками не спутать — деревянные двери и надпись Home museum выдают его сказочные апартаменты. 

Он не разговорчив и, кажется, угрюм. Но всегда рад посетителям. И не очень — журналистам. Как только узнал, что мы пришли на «разведку», — перестал отвечать на вопросы. Он не любит рассказывать о своём творении и когда «лезут в душу». Подобрать ключи к его сердцу было нелегко, но к концу беседы он потеплел — мы весело распивали кофе в его прекрасном саду и он даже разрешил себя сфотографировать. Но, обо всём по порядку. 

Ашот Бабаян родился и вырос в Дилижане, в этом самом доме, двери которого ещё 18 лет назад были открыты только для знакомых и родственников. Но сегодня сюда приезжают туристы со всего мира. Переломным в жизни мастера стало рождение внука. Тогда он впервые взял в руки дерево и стал творить. Все изменилось в одночасье.

Фото © Ани Гнуни


«Моя профессия никак не связана с этим ремеслом. Когда заходишь сюда, тебе же кажется, что попадаешь в сказку. Верно? Всё, что ты видишь, мне дано Богом. Он меня вознаградил этим умением. И сколько я живу, столько и буду делать. Каждый день. Всё. Ничего больше не спрашивай у меня».


Пластилиновое дерево

Но как не спросить. В его доме, каждая вещица — произведение искусства. Извилистые тропинки в саду дополнены деревянными арками, самых причудливых форм. При этом для каждой он придумывает названия. Есть у него и «арка давления». 


«У меня в этот день было очень высокое давление 60 на 190. Сильно кружилась голова. Но я мастерил ее и не сдавался, хотя чувствовал себя плохо. И вот когда я её доделал, спустился и начал думать, как её назвать. В итоге так и назвал 60 на 190. Так что это — арка давления. И как только под ней проходишь, давление сразу нормализуется».  


Кажется, в его руках и не дерево вовсе, а пластилин. И обязательный его компаньон на протяжении многих лет — музыка Артура Месчяна. Под неё мастер творит и рассказывает туристам про свои скульптуры.  

Считать экспонаты он не берется — их так много, что каждый раз сбивается. Он ничего не делает без смысла — каждая работа несёт свой посыл. 

Есть здесь и домик Василисы, в который собираются молодые незамужние девушки. И ждут своего принца, который должен появится «с минуты на минуту». На случай,  если он так и не появился, но замуж все равно хочется, Ашот рекомендует пройти под его волшебной аркой. Говорит, если искренне поверить, то задуманное обязательно сбудется. 

Фото 1, 2 © Ани Гнуни. Фото 3, 4: medium.com


«Ко мне мысли приходят невероятным потоком. Я могу мастерить что-нибудь каждый день. Всё, что вы здесь видите не составляет и одного процента всего того, что я могу сделать. Но времени так мало. А помощников у меня нет».


Прогулявшись снаружи, обязательно нужно зайти внутрь домика. У входа встречает композиция с сотней крестов — больших и маленьких. Кресты в его творчестве занимают центральную часть — они везде. Да и первой его работой тоже был крест. 

Удивительное количество предметов — сломанное яйцо динозавра, сердце Данко, лампа Джина, звезда Давида. Он выискивает материалы в лесу, подбирает, приносит домой. Деревья ему сами подсказывают, чем или, может, даже кем они хотят быть в следующей жизни. Так и рождаются его экспонаты. Свое искусство он назвал «Акунк» — источник в переводе с армянского. 


«Я не могу его как-то охарактеризовать. Оставляю на ваше усмотрение. Дилижан, музыка — вот и всё моё искусство. Я никогда никого не копировал и не хотел быть на кого-то похожим. Не изучал книжки. Это всё — мои мысли, здесь исключено воровство. Я очень благодарен Богу за все это. Это Его дар». 


Он всегда чувствует людей с недобрым сердцем, хотя пускает в дом всех. Но общается не со всеми, может даже и не подойти. Говорит, в этом месте успокаиваются люди, могут бродить тут часами. 

Мастер Ашот оказался человеком с юмором. Подружившись с нами, начал шутить, говорит, без этого никуда. Но, как и все обычные люди, он иногда впадает в депрессию. И решил поделиться с нами одной из самых сокровенных историй. 

Тот самый крест на крыше храма Матосаванк. Фото © Ани Гнуни


«Года три назад, мне было очень плохо. Мне снились ужасы. Не мог спать. И тогда я решил пойти в одну из церквей в Дилижане — Матосаванк. Я пошел туда с искренней верой. Вернулся домой. Закрыл дверь. И где-то под вечер ко мне постучались молодые ребята, оказалось, они из Эчмиадзина. Помолились за меня. И так потихоньку моя депрессия прошла. Тогда я вспомнил, с чего все начиналось. С Матосаванка. Я вернулся туда и в знак благодарности поставил на его крышу большой двухметровый крест». 


С виду угрюмый, молчаливый и неприветливый человек за два часа беседы буквально перевоплотился. Он угощал дарами своего сада, давал нам советы и даже не хотел нас отпускать. Напоследок обнявшись, попросил: жить всегда с чистой совестью. Вот тогда-то в жизни все будет как надо. 

Ани Гнуни

специально для Армянского музея Москвы