Мастер-класс по канону: знакомство с армянским народным инструментом
Вечер 22 октября для меня завершился не совсем обычным образом. Никогда бы и не подумала, что доведётся не просто подержать в руках армянский канон, но и попробовать сыграть на нём.
Мастер-класс по канону стал вторым подобным мероприятием Осеннего сезона армянской культуры. До него все желающие испытали себя в игре на дхоле и восточных барабанах.
В одном из залов библиотеки имени Александра Грибоедова своих новоиспечённых учеников ждала руководитель ансамбля канонисток «Затик» Искуи Карапетян. Началось занятие с рассказа об армянском каноне. У этого струнного щипкового инструмента классический музыкальный строй, как, например, у фортепиано. Эта особенность отличает его от встречаемых в других восточных странах разновидностей канона. На армянском каноне можно играть не только армянские, но и европейские и русские произведения, в репертуаре значатся даже джазовые композиции.
До середины XX века на каноне играли только мужчины, но затем традиция изменилась.
До середины XX века на каноне играли только мужчины, но затем традиция изменилась. Первой исполнительницей на армянском каноне стала Анжела Атабекян, ученица композитора Хачатура Аветисяна. После неё инструмент оказался в женских руках. Правда, в последнее время в Ереване на занятиях по канону среди учеников снова можно увидеть мальчиков. В Москве к Искуи в этом году тоже пришёл ученик, зовут его Нарек.
И вот в центре внимания оказывается непосредственно сам инструмент — Искуи рассказывает, из чего он состоит. У канона 26 тройных струн и три октавы. Он изготавливается три-четыре месяца из натурального дерева, ели или бука.
Далее от слов мы перешли к делу, к изучению азов техники игры на армянском каноне. Каждый из нас держит красивый и изящный инструмент. Искуи объясняет, как правильно должен сидеть музыкант и как нужно расположить канон на коленях. В игре на каноне задействован только указательный палец, на который надевают плектр — похожее на напёрсток приспособление для защипывания струн. Опорой для указательного служит большой палец.
Вскоре зал библиотеки наполнился чарующей музыкой — Искуи исполнила для нас произведение Саят-Новы.
Армянский канон не только сольный, но и ансамблевый инструмент. С Искуи на мастер-класс пришли две её ученицы из «Затика». Под аккомпанемент Искуи на фортепиано они исполнили армянскую народную песню «Хингала».
Настал долгожданный момент, и нам выпала возможность прикоснуться, хоть и неумело и робко, к струнам канона. Вместе с Искуи и её ученицами мы разучивали приёмы игры с такими красивыми и мелодичными названиями — тремоло, пиццикато, глиссандо. Кстати, глиссандо — скользящий, быстрый «пробег» по струнам — очень любят те, кто только-только начинает играть.
Отработав приёмы, мы принялись разучивать уже целое произведение. Выбор пал на мелодию всем известной детской песенки «Два весёлых гуся». С неё, к слову, я начинала, когда в детстве стала учиться играть на фортепиано.
Чтобы научиться играть на армянском каноне, нужны упорство и большой труд. Ученики Искуи занимаются по несколько часов кряду. Приходят они совсем маленькими, с каждым годом совершенствуются и достигают больших успехов.
Впереди нас ждёт мастер-класс по дудуку — самому армянскому из всех армянских инструментов.