Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Аркадий Пластов — о Сарьяне: «Обаятельный, сердечный человек, Мартирос Сергеевич любим народом»

В своём недавнем интервью народный художник России Валерий Полотнов для Армянского музея Москвы упомянул о дружбе двух художников, русского и армянского — Аркадия Пластова и Мартироса Сарьяна. Поинтересовавшись, мы нашли очерк Аркадия Александровича, написанный им в 1955 году к 75-летию Мартироса Сергеевича. Сегодня, в день рождения Мартироса Сарьяна, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с очерком Пластова «Живопись М.С. Сарьяна».

Аркадий Пластов. Автопортрет, 1969–1971 / tg-m.ru

Аркадий Пластов

Живопись М.С. Сарьяна

(К 75-летию со дня рождения художника)

Когда смотришь на полотна Мартироса Сергеевича Сарьяна, как-то не веришь его возрасту — настолько молоды, горячи и свежи краски, так юношески ясна и гармонична душа художника. Через весь долгий и сложный творческий путь пронес Сарьян яркое своеобразие своей художественной индивидуальности, непосредственность, пылкость, поэтическое восприятие жизни.

Творческая жизнь художника началась в Москве, куда он приехал шестнадцати лет из Нахичевани, где прошло его детство. Намерение стать художником родилось и окрепло еще в ранней юности, когда по окончании городского четырехклассного училища мальчик был определен на работу в контору по приему подписки и объявлений. Каждую свободную минуту он рисовал, причем это были зарисовки клиентов, всех, кто появлялся в конторе. Портреты живо обсуждались, их хвалили, талантливому юноше советовали учиться.

И вот он в Москве. После почти двух лет подготовительных занятий Сарьян в 1897 году был принят в училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие мастера, как Корин, Касаткин, Пастернак, Архипов. Окончив училище, молодой художник работал в мастерских Серова, Коровина, А. Васнецова, также оказавших на него, по собственному признанию Сарьяна, огромное влияние. Пастернак требовал от ученика тонкого, изящного рисунка; Архипов любил широкий мазок; блестящий оратор Коровин мог часами страстно говорить о призвании художника, о живописи, передавать свои впечатления от поездок в Европу. Строгий и немногословный ходил по студии Серов, не мешая свободному творчеству учеников, изредка делая короткие, иногда сердитые, иногда дружескипоощрительные замечания.

— Схватите целое, научитесь видеть главное! — говорил Серов одному. — Не ждите вдохновения, пишите, оно придет в труде, — утешал он иного маловера, опускавшего от неудач руки.

И молодежь трудилась со страстью, впитывая каждое слово своих талантливых и умных руководителей. Глубоко плодотворным было воздействие этих мастеров, столь различных по творческой манере и характеру. Ни один из них не навязывал своего почерка, каждый поддерживал и приветствовал живое проявление самобытности. Благородная задача учителя была в том, чтобы развить и углубить понимание искусства, любовь к нему, помочь овладению рисунком, композицией, цветом, научить наблюдать жизнь во всем ее многообразии.

В течение многих лет тонкий и просвещенный мастер В. Серов был не только учителем и советником Сарьяна, но и его мудрым другом. Но как трудно было начинающему художнику оставаться самим собой в эти годы модернистских течений, ярко выраженного индивидуализма в искусстве!

В 1909 году впервые была продана картина Сарьяна «К источнику», и в том же году он совершил свое первое путешествие по Востоку, привлекавшему его с юных лет. Разноплеменный, пестрый Константинополь поразил художника яркими красками Востока, сочетанием сказочной пышности с потрясающей нищетой и грязью. На выставке Московского товарищества художников затем были показаны восемь турецких картин Сарьяна, из которых «Глицинии» и «Улица. Полдень» были приобретены для Третьяковской галереи.

Через год Сарьян едет в Египет. Он пишет желтые пески пустыни, суровые, обнаженные серые скалы, опаленных африканским зноем людей. Множество этюдов запечатлели цветущую, фантастическую по колориту природу на берегах Нила, оазисы, памятники древнейшей культуры человечества.

Следующее путешествие было в Персию. И лишь война 1914 года помешала поездке Сарьяна в чудесную страну — Индию.

Позднее, уже в советские годы, Сарьян побывал в Италии, затем в Париже, где много и вдохновенно работал. В Париже с успехом прошла выставка его работ, но, к сожалению, тридцать три картины, тогда же созданные им, погибли в пути во время пожара на пароходе.

Мартирос Сарьян. Автопортрет, 1942. Национальная галерея Армении

Полного расцвета искусство Сарьяна достигло после Октябрьской революции, когда главной его темой становится Советская Армения, где в 1921 году художник поселился с семьей. Здесь его захватывает бурная общественная деятельность. По существу, вся художественная жизнь молодой армянской республики создается при участии Сарьяна: открытие художественной школы, объединение художников, охрана памятников, организация музея, института истории и теории искусства…

Обаятельный, сердечный человек, Мартирос Сергеевич любим народом. Он трижды избран в Верховный Совет СССР, удостоен звания народного художника Армении. Мы видим его имя среди действительных членов Академии художеств СССР.

Глубоко национальное искусство Сарьяна кровно связывается с родной Арменией и с созидательным трудом советских людей.

Кто бывал в Армении и видел этот благодатный край, пронизанный солнцем, древние горы с удивительными светотенями, тот поймет реалистическую основу живописи Сарьяна. Сочными красками, пластически выразительно, взволнованно рисует художник картины жизни современной Армении. Свидетельство влюбленности мастера в эту тему — полотна, написанные им в последние годы: «Полдень», «Долина Арарата», «Осеннее солнце», бесчисленные этюды, известные не только советским людям, но и за рубежами нашей Родины.

В многообразном творчестве Сарьяна представлен и портрет. В созданной художником галерее портретов современников по-сарьяновски свободно и непосредственно даны характеристики его героев.

— Главное для меня — уловить тот момент в человеке, когда он становится самим собой, когда раскрывается его существо, — так определяет Сарьян свои поиски в работе над портретом. — У каждого человека есть неповторимые движения, присущие только ему уже с детства. Модель бессознательно принимает все меры, чтобы не дать заглянуть в свою истинную сущность, и задача художника — «перехитрить» ее.

Тяготение к монументальной форме связывает Сарьяна с театром. В тридцатых годах им были написаны великолепные декорации к спектаклю «Золотой петушок» в постановке К.С. Станиславского. Им осуществлены декорации нескольких оперных спектаклей в армянском театре. С особым увлечением художник оформлял постановку оперы «Алмаст» А. Спендиарова. Здесь художником широко использованы пейзаж и классическая архитектура Армении, персидские мотивы.

По-юношески пытливый и любознательный, человек большой культуры, Сарьян остается взыскательным мастером, непрерывно совершенствующим свое искусство.

А. Пластов,

действительный член Академии художеств СССР.

«Огонек», 1955

Источник: Пластова Т.Ю. Аркадий Пластов. «От этюда к картине»: Статьи, воспоминания, материалы / предисл. В.В. Леняшина. — Москва : Фонд «Связь Эпох», 2018.