Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Марина Восканьянц: танцы и мультипликация

В возрасте 90 лет ушла художница и мульпликатор Марина Восканьянц, работавшая над культовыми произведениями: «Бременские музыканты», «Дюймовочка», «Трое из Простоквашино», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс», «Волшебное кольцо», «Три толстяка» и «Приключения пингвиненка Лоло».

Марина Восканьянц с самого детства серьёзно занималась рисованием. С 1955 года Марина Николаевна начала заниматься танцами в Студии гармонической гимнастики Людмилы Николаевны Алексеевой. И в тот же год поступила на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», где обучалась в мастерских Федора Хитрука, Романа Давыдова, Перча Саркисяна и Льва Мильчина. Именно с этой киностудией она связала жизнь. С 1959 по 1991 годы Марина Восканьянц была одним из ведущих художников-мультипликаторов «Союзмультфильма». Её приглашали работать прославленные режиссеры-мультипликаторы: от Льва Атаманова до Эдуарда Назарова.

Марина Восканьянц. Фото: Сергей Капков

Киновед Сергей Капков в короткой заметке про Марину Константиновну писал: «Удивительная женщина, трижды названная лучшим мультипликатором России, прославилась „постановками“ танцев в анимации». Занятия по гармонической пластике помогли Марине Восканьянц разобраться в эстетике движения человека. Эти знания позволили ей добиться высокого мастерства в художественном отображении танцевальных сцен.

Художник-постановщик мультипликационных фильмов Виктор Никитин в интервью отметил её работу над «Сказкой о золотом петушке»: «Помните танец Шамаханской царицы с Додоном? Эту сцену целиком сделала Марина Восканьянц — мультипликатор, гениально обыгрывающая танцы. Она сама человек пластичный, много лет занималась гармонической гимнастикой».

Для создания «Бременских музыкантов» привлекли большую команду мультипликаторов, среди которых была и Марина Восканьянц. Как помнят зрители, этот мультфильм богат не только песнями, но и танцами. За всю мультипликационную хореографию отвечала Марина Константиновна. Благодаря её стараниям и чуткости зрителям и запомнились танцы персонажей.

Кадр из «Бременских музыкантов. Из открытых источников


На обложке — Марина Восканьянц (Фото: kapkov1912 / Telegram)

Источники:

1. Капков С. Марина Восканьянц. Кинопроцесс : журнал. — 2003. — № 3/4.

2. Капков С. Интервью с Виктором Никитиным. Газета. — 01.08.2004.

3. Владимир Вышегородцев, Георгий Бородин. «Беседы о мастерстве и ремесле». «Киноведческие записки». — 2010. — № 97.