Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Мариам Асламазян: «Я так люблю Индию. Она напоминает мне мою Армению»

Индия — страна неисчерпаемых и удивительных открытий. Красивая и полная загадок, она извечно притягивала к себе путешественников, поэтов, писателей, художников. «Если есть на земле страна, где нашли место все мечты людей с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни, — это Индия», — писал Ромен Роллан.

Мариам Асламазян. «Храм Кхаджурахо», 1970 ǁ aslamazyanmuseum.com

Для художника Индия — богатая и разнообразная палитра красок, сливающихся в гармоничное единство. Среди художников, рисовавших её, были Василий Верещагин, Николай и Святослав Рерихи, Василий Ватагин, Константин Финогенов и Дмитрий Налбандян. Индия очаровала и Мариам Асламазян — художницу «звучной, светоносной, праздничной» Армении.

«Цвет для меня, как симфония, где каждый звук имеет свою тональность. Каждый цвет имеет для меня свой смысл…» — говорила художница, через насыщенность и яркость цветов выражавшая красоту мира и жизни людей. Картины Мариам Асламазян на индийскую тему стали щедрым даром красок местной природы, традиционных женских нарядов (сари) и просто повседневности с её деталями.

«У колодца», 1975 ǁ aslamazyanmuseum.com

Впервые Индия предстала перед глазами Мариам Асламазян, много путешествовавшей по странам Востока, в 1957 году. После своего первого визита в «страну контрастов» она нарисовала портрет Индиры Ганди, с которой впоследствии подружилась. Спустя 14 лет, в 1971-м, она и ещё две художницы — Вера Аралова и Марина Миронова — стали лауреатами Международной премии имени Джавахарлала Неру, первого премьер-министра независимой Индии.

В своём совместном путешествии по Индии Асламазян, Аралова и Миронова провели 30 дней. Их можно было увидеть с этюдниками и альбомами на улицах больших городов и маленьких деревень. Маршрут художниц включал в себя Дели, Бомбей (ныне Мумбаи), Бенарес (Варанаси), Кхаджурахо, Агру, Джайпур, Удайпур, Симлу и Раджастан. «Мы старались запечатлеть сегодняшнюю свободную Индию с её бурной жизнью, многолюдными улицами, строящимися корпусами, с плотинами гидростанций, полями, шоссейными дорогами», — делились художницы на открытии своей выставки «По Индии», проходившей в московском Доме дружбы по итогам их поездок.

«Продавщица овощей из Джайпура», 1976 ǁ aslamazyanmuseum.com


«В Индии можно прожить всю жизнь, так притягательна эта страна. Но и всей жизни может не хватить, чтобы рассказать о ней. Я люблю писать Индию, её народ, её пейзажи, её архитектуру. Я вообще люблю писать Восток. Все европейские города, мне кажется, становятся похожими один на другой, и лишь восточные бережно хранят свой колорит, традиции, обычаи, всё то, что придаёт каждому из них столько своеобразия».

Мариам Асламазян


Мариам Асламазян посвящает часть своих картин индийским женщинам. Художница, уделяя внимание изысканности цвета и струящимся складкам их одежды, рисует индианок за работой — «Народная умелица», усталыми — «После трудового дня», в минуты отдыха — «В гостях».

«Народная умелица», 1976 ǁ aslamazyanmuseum.com

Предметный мир Индии, запечатлённый Мариам Асламазян, обретает выразительный голос. Об индийской культуре рассказывают всевозможные сосуды, традиционные украшения, еда. В её исполнении оживают натюрморты. Они, становясь «главными действующими лицами», повествуют о жизни своих обладателей. Таков, например, «Натюрморт с индийской обувью». За ним проступает целая история — о сделавших их умелых руках, вкусе и предпочтениях индийцев.

«Натюрморт с индийской обувью», 1977 ǁ aslamazyanmuseum.com

В своей неповторимой красоте Мариам Асламазян изображает и природу Индии — в полуденную пору и в утренние часа, когда землю начинает заливать солнечный свет. «Меня привлекает Восток. Он близок мне по духу. Может быть, поэтому я так люблю Индию. Она напоминает мне мою Армению», — признавалась в любви к Индии армянская художница.

Использованная литература: «По Индии» [альбом]. Издательство «Изобразительное искусство» : Москва, 1983.