Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Продюсер Дэниел Берд: «Мария Саакян — это Лариса Шепитько нашего времени»

Продюсер проектов реставрации фильмов Марии Саакян, американский режиссёр и киновед Дэниел Берд (Daniel Bird) поделился своим видением творчества режиссёра, безвременно ушедшей в 2018 году.

Фото: twimg.com

Дэниел Берд, продюсер реставрационной кинокомпании Fixafilm, считает фильм «Маяк» Марии Саакян «мощным и необычным высказыванием о войне, любви, семейных ценностях и патриотизме» и называет картину «поэтичной и трагедийной».

Продюсер виделся с Марией в Ереване в 2011 году, где они поговорили о фильмах Саакян и о её опыте работы с Софико Чиаурели, грузинской актрисой.


«„Маяк“ произвёл на меня сильное впечатление. Он затронул конфликты, которые вспыхнули после коллапса Советского Союза, но сделал это в очень оригинальной манере. Эту манеру можно связать с поэтической традицией в советском кино, восходящей к Довженко и к тем его ученикам, молодым кинематографистам 60-х, кто вдохновлялся его открытиями. В первую очередь, это Тарковский. Первый полнометражный фильм Тарковского „Иваново детство“ поразил Параджанова, который под впечатлением от него решительно отказался от удобных канонов социалистического реализма. Он тоже стал снимать поэтические фильмы, самый важный из них — „Цвет граната“. Замечу, что поэтическая традиция очень сильна в армянском кино. Посмотрите хотя бы такие поразительные фильмы Артавазда Пелешяна, как „Обитатели“, „Времена года“, „Наш век“. Мария усвоила эту традицию, но несколько изменила направление. После распада Советского Союза многие кинематографисты растерялись. Чего не скажешь о Саакян, ведь она сняла несколько важных фильмов, но, увы, скоропостижно скончалась в 2018 году», — рассказал Берд.


Источник: kinopoisk.ru

Продюсер назвал Марию Саакян «Ларисой Шепитько своего поколения».

Рассказывая о реставрации фильма «Маяк», Берд отметил, что она отличалась от реставрации параджановских короткометражек, которыми он ранее занимался. Особенность была в том, что негатив фильма Марии был утерян и сохранилась только одна позитивная копия, принадлежащая продюсеру.

По словам продюсера, фильм снят совсем недавно, в 2006 году, и он не верит в то, что негатив мог быть окончательно утерян. Однако реставрация должна была произойти, поэтому Берд предложил продюсеру Виктории Лупик привезти копию в Варшаву, чтобы сканировать фильм и таким образом обеспечить ему сохранность.

У Fixafilm очень молодой персонал, много двадцатилетних, прибывших из Украины, Беларуси и даже из Чечни. Берд рассказал, что много раз приезжал в Варшаву посмотреть, как идет реставрация, и люди останавливали его, чтобы сказать, как сильно их тронул «Маяк», как это близко их собственным переживаниям и опыту.

Продюсер отметил, что в 2006 году «Маяк» прошёл в прокате почти незамеченным. «Может быть, он просто не вписывался в тренд меняющегося времени», — предположил Берд. Однако сегодня, в 2020 году, кинематографист утверждает, что Мария Саакян далеко опередила своё время.

Источник: golos-ameriki.ru

Обложка: twimg.com