Маринист Эммануил Магдесян — самый интересный ученик и последователь Айвазовского
Имя художника-мариниста, племянника Ивана Айвазовского, Эммануила Яковлевича Магдесяна мало известно любителям искусства. Искусствовед Рудольф Подуфалый считал: «Магдесян — не только крупный представитель школы Айвазовского. Он самый интересный его ученик и последователь, и в силу многосторонней органической, тесной “программной связи” с творчеством знаменитого мариниста и в силу внутреннего противостояния, подлинной самобытности, независимости искусства».
Эммануил Яковлевич Магдесян родился 23 апреля 1857 года в городе Армянский Базар (современный Армянск) в бедной армянской семье. Он посещал церковно-приходскую школу, мечтал посвятить жизнь изобразительному искусству. При этом Эммануил посещал художественную мастерскую, открытую для начинающих художников всемирно известным маринистом Айвазовским — его родственником по матери. Работы одаренных учеников Айвазовский лично представлял в совет Императорской Академии художеств. Иногда при поездках в Петербург он по дороге останавливался в Армянском Базаре, навещал мастерскую и родственников. Однажды он стал внимательнее обычного рассматривать рисунки юного Эммануила и посоветовал ему начать работать масляными красками.
Вскоре Эммануил получил от мастера посылку с набором кистей и красок. Одновременно в письме Иван Константинович советовал трудиться ежедневно и серьезно готовиться к профессиональной карьере художника. В 1877 году Айвазовский, чей авторитет был неоспорим, посоветовал Эммануилу ехать в Петербург поступить в Императорскую Академию художеств и снабдил его рекомендательным письмом. Через год Эммануил отправился в столицу, не имея с собой ничего, кроме денег на проезд, альбома с рисунками и рекомендательного письма Айвазовского.
В 1878 году решением ректора Академии Фёдора Иордана на правах вольнослушателя Эммануила зачислили в класс пейзажной живописи профессора Владимира Орловского, который в 80-е годы, в основном, писал море. Много путешествуя, в том числе и по Италии, профессор считал Крым лучшим местом на земле и передал ученикам свою любовь к этому удивительному краю: «Хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, т.е. Крымом, более серьезно и вытеснили те предвечные понятия о незаменимости у нас Швейцарии и Италии». Орловский много работал с натуры, и того же требовал от учеников. «Этюды часть моей жизни», — говорил он. Этому правилу в течение жизни следовал Магдесян, он во многом доверял своему учителю, но его кумиром всегда оставался недосягаемый Айвазовский.
В течение всего длительного четырнадцатилетнего периода обучения Иван Константинович следил за успехами своего протеже, бывал на выставках, давал ценные профессиональные советы, помогал материально и, чтобы не оскорблять чувства бедного юноши, денежные средства вручал всем студентам курса. Во время обучения в Академии Магдесян заслужил Малую поощрительную серебряную медаль за картину «Начало бури», а еще через два года получил Большую серебряную медаль за полотно «Вид моря с разбитым кораблем».
Дипломированный художник вернулся в Крым, и его взял в свою мастерскую Иван Айвазовский. Позже Магдесян переехал в Симферополь. Симферопольский период творчества ознаменован открытием для широкой публики картинной галереи, в основу которой легли его живописные произведения и полотна, подаренные коллегами. Галерея стала первым публичным художественным музеем уездного города.
По настоянию Ивана Константиновича Магдесян с 1897 года стал ежегодно экспонировать свои новые произведения на весенних выставках в петербургской Академии художеств, что в значительной мере способствовало его творческому росту. Преклоняясь перед талантом Айвазовского, Магдесян искал свой индивидуальный творческий почерк, хотя его время от времени необоснованно укоряли в подражании учителю. Известно даже, что его картину «Прибой», отличающуюся совершенством техники, петербургская публика принимала за работу Айвазовского. Но Магдесян создал свой удивительно музыкальный образ моря, дыхание которого мог почувствовать, а главное воспроизвести только истинный профессионал.
В 1901 году Магдесян посетил Австро-Венгрию, где в художественных салонах Вены и Рима открылись его выставки. Затем он проехал по любимой Айвазовским Италии, где в Риме также организовал персональную выставку и получил хвалебные отзывы в прессе. В том же году он совершил кратковременное путешествие по Армении. Здесь его путевой альбом пополнился множеством рисунков и зарисовок, послуживших основой для новых картин. Итогом поездки стала картина «Церковь на фоне горы Арарат», которая экспонируется в Национальной картинной галерее Армении.
В 1904 в связи с началом русско-японской войны Магдесян по заданию редакции популярного петербургского еженедельного журнала «Нива» работал на Дальнем Востоке, а после возвращения полностью посвятил себя крымским пейзажам.
Последней работой Эммануила Магдесяна стала картина «Утро». Она стояла на мольберте в печальный день 18 ноября 1908 года. Автор успел не только завершить полотно, но и подписать его.
О широком прижизненном признании искусства Магдесяна свидетельствует тот факт, что его работы демонстрировались в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, на выставках передвижников. В художественном альбоме памяти И.К. Айвазовского, изданном в 1903 г. в Петербурге, Эммануилу Магдесяну посвящены следующие строки: «На морском горизонте живописи после заката светила (Айвазовский) из крымских вод взошло новое блестящее светило - его ученик Эммануил Магдесян».
На первой посмертной выставке, организованной через год после смерти мастера в 1909-м году его вдовой, были представлены 178 картин и этюдов. Судьба творческого наследия Магдесяна печальна. Основное собрание его картин распродала жена, и без того обладавшая достаточным состоянием. Картины, хранившиеся до войны в симферопольском музее, почти все погибли во время эвакуации.
Сегодня в Крыму можно увидеть восемь картин мариниста. Шесть полотен хранятся в Симферопольском художественном музее: «Старая пристань в Феодосии», «Подножие Пушкинской скалы», «Тучи надвигаются», «Скалы у моря», «Алупкинский дворик», «Дворик Воронцовского дворца». В Севастопольском художественном музее им. М. Крошицкого экспонируется этюд «Море и скалы», в постоянной экспозиции Феодосийской картинной галереи — знаменитое полотно «Прибой».
Память о Эммануиле Магдесяне хранят сотрудники историко-краеведческого музея Армянска. В 2017 году в Крыму отметили 160-летие художника. В 1981 в Москве, в издательстве «Изобразительное искусство» был выпущен набор открыток с репродукциями картин художника.
В отличие от Айвазовского Магдесян создавал свои произведения не по памяти, а с натуры, передавая дыхание морской стихии, её изменчивое состояние, «загоняя» миг в рамки вечности. Он не соперничал с признанным мастером эпических полотен, на которых мы видим драматизм сосуществования человека и необузданной стихии. Он просто любовался тем, что видел, и передал зрителям своё восхищение морским прибоем, цветовой гармонией безбрежного водного пространства и неба над ним. Магдесян по-своему писал бурю, шторм, штиль. Выработав собственный стиль, простой и доступный художественный язык.
Маринист из рода Айвазовских — c-pravda.ru
Тигран Халикян, Эммануил Магдесян — создатель первого художественного музея Симферополя
Фото на обложке: c-pravda.ru