Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Лусине Амара — легенда оперного искусства

«Величайшее лирическое сопрано нашего времени». Такую оценку американской оперной певице Лусине Амара дала однажды британская газета The Times. Более сорока лет своей жизни Лусине Амара посвятила сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы.

Лусине Амара. Фото: hayazg.info

Лусине Такуи Армаганян — будущая известная оперная певица Лусине Амара — родилась 1 марта 1927 года в семье сапожника Джорджа Армаганяна и Адрине Казанчьян. На свет Лусине появилась в городе Хартфорд (штат Коннектикут). Когда она еще была ребенком, ее семья переехала в Детройт. Уже с пяти лет Лусине начала заниматься музыкой. Первым ее инструментом стало фортепиано, но из-за его отсутствия дома отец купил девочке скрипку, на которой она училась играть два года. Вскоре семья снова переехала, на этот раз в Сан-Франциско. «Приметив» прекрасный голос Лусине, ей посоветовали петь в церковном хоре, и в 1946 году она уже пела в оперном хоре Сан-Франциско.

Педагог Лусине, уезжая в Нью-Йорк, уговорил и ее переехать. Переезд состоялся в 1949 году. Педагог в Музыкальной академии стал заниматься с Лусине, чтобы подготовить ее для прослушивания. Благодаря Ричарду Бонелли она успешно прошла прослушивание и была принята в Метрополитен-оперу. Быть принятой в труппу одного из главных очагов оперного искусства ей посчастливилось после триумфального исполнения арии леди Биллоуз в опере Бенджамина Бриттена «Альберт Херринг». На сцене Метрополитен-оперы Лусине Амара спела 56 партий в 882 спектаклях, многие из них транслировались по телевидению.

«Быть певицей для нее означало владеть своим мастерством. Могучая художественная воля отличала Амара от всех когда-либо виденных нами певиц. Из этой игры героической воли и мятежных страстей и возникло особое напряжение искусства Лусин, рождались ее стиль, сценическое поведение», — пишет Наталия Гомцян в статье «В гостях у Лусин Амара».

Лусине Амара исполняла главные партии в операх Верди, Пуччини, Моцарта, Вагнера, Глюка, Чайковского, Мусоргского, Леонкавалло, Оффенбаха, исполняла «Реквием» Брамса, Верди, «Мессу» Генделя, партии «Стабат Матер» Шимановского, партии классического репертуара.

Огромными тиражами выходили пластинки с записями Лусине. Она играла в телефильме Тайрона Гатри «Кармен». Ее голос звучит в картине Ричарда Торпа «Великий Карузо». Она пела заглавную партию в «Чио-Чио-Сан», Мими в «Богеме», Татьяну Ларину в «Евгении Онегине», Маргариту в «Фаусте», главную партию в «Манон Леско», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Мадлену в «Андре Шенье». «Она насыщала старые образы новизной личности, обдавая их огнем своего темперамента», — отмечает Наталия Гомцян.

Партнерами Лусине Амара были великие исполнители — Тито Гобби и Марио Ланца, с которыми она осуществила несколько записей, Марио Дель Монако, с которым выступала во многих городах (Бостоне, Вашингтоне, Торонто, Нью-Йорке). Ей посчастливилось общаться и выступать с лучшими дирижерами своего времени.

Лусине Амара вносила красоту, богатейшие оттенки и нюансы музыкальной палитры в исполнение армянских народных песен, творений Комитаса, Макара Екмаляна, Тиграна Чухаджяна, Армена Тиграняна, произведений современных армянских композиторов. «Радость, муки, страсть героинь, даже те чувства, которые были только намечены композитором, она делала яркими, выпуклыми».

Лусине Амара довелось дважды побывать в Армении, ставшей «ее глубочайшей привязанностью, горячей любовью». В 1965 году, гастролируя по Армении, она выступила с сольным концертом и спела в спектакле «Аида» на сцене Академического оперного театра. «Она говорила, что такого тепла она больше нигде не ощущала. Во время ее выступлений сцена была завалена цветами», — рассказывает Наталия Гомцян.

Фото: anunner.com

Во второй раз Лусине Амара приехала в самое смутное для Армении время, выступала в Доме камерной музыки. «И слушатели, зачарованные звучанием ее прекрасного голоса, конечно, не думали в тот момент о совершенной вокальной форме, присущей только ей. Она словно распахивала перед публикой забытые тайны родства с миром. Она сама предстала существом, страстно и с болью разгадывающим загадку смысла своего существования на земле. Словно не голос, а душа высвободилась из тьмы в классически совершенном исполнении, в необычном, по-новому открытом проявлении ее „я“. Зал слушал, дивясь мужеству, с каким она набирала абсолют формы. Он ловил ее дыхание, каждую трепетную ноту. Публика приветствовала в этот день не  только высочайший уровень исполнения, но и все предшествовавшее этому концерту».

Лусине Амара ушла из Метрополитен-оперы в 1991 году. В 1995-м она стала художественным руководителем New Jersey Association of Verismo Opera, занимая этот пост около 25 лет. В 1989-м имя Лусине Амара было внесено в Зал славы Академии вокального искусства. Сегодня легенде оперы 94 года.

Источники:

1. Lucine Amara ǁ britannica.com.

2. Наталия ГОМЦЯН. «В гостях у Лусин Амара».