Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как пристав из Александрополя Глебов арестовал кеманчу ашуга Дживани

Великим армянским ашугом называли Дживани (1846–1909) — поэта и музыканта, который жил и работал в период расцвета армянского искусства в XIX веке. Начиная как певец национальной песни в кафе Александрополя (Гюмри), он быстро стал известен не только в Армении, но и за ее пределами. В этой статье редакция Армянского музея рассказывает о жизни и творчестве ашуга Дживани.

Дживани. Фото: hayazg.info

Ашуг (Աշուղ) — народный певец-поэт, трубадур. Изначально ашуги — создатели и распространители устных нарожных произведений. В этой статье речь пойдет о «великом армянском ашуге» Дживани, который, в итоге, стал далеко не только устным исполнителем.

Родился Дживани (его полное имя — Сероб Степанович Левонян) в 1846 году селе Карцахи, вблизи города Ахалкалаки, в семье земледельца. В возрасте 8 лет Дживани остался сиротой, и потом воспитывался в семье дяди. Основам музыкального искусства и народным песням будущий ашуг обучался в селе у знаменитого местного мастера-ашуга Гара-Газара.

В 1866 году вместе с ашугом Сазаином молодой Дживани отправился в Тифлис, где начал заниматься музыкой сам. В период с 1868 по 1895 год его песни и стихи очень полюбились жителям Александрополя, Дживани стал популярен в городе. Его часто приглашали на праздники и всевозможные события — семейные и общинные. Горожане могли запросто, встретив Дживани, попросить сыграть его на скрипке [скрипкой называет инструмент ашуга Сергей Городецкий. — Прим. ред.] прямо на улице.

В Александрополе Дживани общался с единомышленниками — другими певцами-ашугами (Джамали, Шагрин, Малул, Гейрати, Физаи). Певцы исполняли свои песни по всему Закавказью, выступая в Тифлисе, Батуме, Баку, Карсе и в других городах Закавказья.

Ашуг Дживани на фотокарточке посередине. Источник: wikipedia.org

Исследователи творчества творчества Дживани считают, что он является автором, по разным источникам, от 800 до 1000 произведений. Поэт был прекрасно знаком с армянской литературой XIX века. Начитанность оказала сильнейшее воздействие на его поэтическо-песенное творчество. Специалисты особо отмечают, что поэзия Дживани характеризуется кристальной чистотой армянского языка, так как поэт избегал заимствований из других восточных языков — таких как фарси, арабский или турецкий. К слову, другие ашуги часто эти привнесения, наоборот, приветствовали, в том числе и Саят-Нова, выбирая путь более живого языка. Таким образом, получается интересный парадокс: самый известный армянский ашуг в итоге — один из главных блюстителей чистоты армянского языка.

Дживани пел о бедности и бесправии крестьян, изображал борьбу армянского народа против иноземцев и говорил о братстве народов. Для многих песен Дживани («Серна», «Холостяк и женатый», «Простак-воробей») характерны приёмы традиционной восточной (не только армянской, но и, например, персидской) поэзии.

Сергей Городецкий, поэт и критик, верил, что Дживани — поэт-утешитель своего народа. «Он имел широкую душу, способную понять все народы и нации. Закон братства наций был твердо начертан в его сердце, и все песни его проникнуты мировой любовью», — писал Городецкий. «Весь мир — гостиница, Дживани», — говорил ашуг сам себе: «А люди — зыбкий караван».

Тексты его песен уникальны и вполне актуально звучат и сегодня. «Все народы — цветы с одной грядки. Бог только дает им различную окраску, разный рост — один из них велик, другой мал. Все они нужны друг для друга, всех их сотворил Бог, и жизнь всех их благословил Он».

Армянская школа ашугов им Дживани в Ереване. Источник: Wikistreet

Обладая глубокой верой, Дживани не страшился бедствий и был полон оптимизма — всегда и везде, хоть жизнь часто понуждала его страдать, давая бесконечные поводы для печали. «Как дни зимы, дни неудач недолги тут: придут — уйдут», — пел он, — «устанут народы от войн», — говорил он. Сергей Городецкий, увлекавшийся творчеством ашуга, видел сходство Дживани и Надсона, вспоминая надсоновское: «Мир устанет от мук, захлебнётся в крови» и сопоставляя поэтические строки с песней Дживани — «народы будут жить в любви и в мире, не уничтожая друг друга».

Дживани неоднозначно относился к императорской России, считая, что Армении не отводилось достаточно внимания и поддержки из Петербурга. Сохранилась легенда о мстительном приставе Глебове из Александрополя, который постоянно отнимал у Дживани инструмент, — когда он играл на улице, вокруг него собиралось слишком много народа, что было запрещено без официального повода. Скрипку, или кеманчу, как правило, Глебов арестовывал и относил в участок. Вызволять из плена инструмент отправлялся сын Дживани. Сам поэт обивать пороги полицейского участка не мог себя заставить — слишком тяжело переживал каждый подобный случай, считая этот акт «насилием над поэтом».

Дживани умер в 1909 году и был похоронен в Пантеоне Ходживанка в Тбилиси. В его родном селе Карцах работает Дом-музей ашуга Дживани.


Многие песни Дживани стали народными — многие знают такие как «Мать», «О, красавица», «У родника». Но самой известной является песня «…Придут — уйдут…» в переводе Валерия Брюсова.

Как дни зимы, дни неудач недолго тут: придут — уйдут.
Всему есть свой конец, не плачь! Что бег минут: придут — уйдут…
Тоска потерь пусть мучит нас; но верь, что беды лишь на час:
Как сонм гостей, за рядом ряд, они снуют: придут — уйдут

Обман, гонение, борьба и притеснение племён,
Как караваны, что под звон в степи идут: придут — уйдут.
Мир — сад, и люди в нём — цветы! но много в нём увидишь ты
Фиалок, бальзаминов, роз, что день цветут: придут — уйдут.

Итак, ты, сильный, не гордись! итак, ты, слабый, не грусти!
События должны идти, творя свой суд: придут — уйдут.
Смотри: для солнца страха нет скрыть в тучах свой палящий свет,
И тучи, на восток спеша, плывут, бегут: придут — уйдут.

Земля ласкает, словно мать, учёного, добра, нежна;
Но диких бродят племена, они живут: придут — уйдут…
Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван!
И всё идет своей чредой: любовь и труд, — придут — уйдут.


Источник:

Сергей Городецкий — «Ашуг Дживани» (издательство «Айастан», Ереван, 1974 год)

Литературная энциклопедия

Обложка: Radiovan