Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В Ереване открылась дебютная выставка Лианы Шахвердян

5 марта в Ереване открылась выставка Лианы Шахвердян. Лиана — писательница, поэтесса, член Союза писателей Армении, почетный член общества русскоязычных литераторов Грузии «Арион». Автор книг «Многоточие», «Весна Отчаяния», «Руки-реки», «Сны Солнца». Для Лианы Шахвердян выставка — это дебют в новом качестве.

Как признается сама Лиана, для нее было очень волнительно выставлять работы на обозрение широкой публике. Картины, как ей самой казалось, писались в «стол». «Но энергия требует выхода! Так когда-то начинала я в литературе. Сейчас думаю, как хорошо, что тогда не послушалась внутреннего критика. Кто знает, куда занесет новый импульс?! Ведь бесценны сами по себе процесс работы, движение, преодолевание рамок, внутренних стереотипов и страхов. Надо рисковать, а время — подскажет! Больше всего в жизни ценю свободу! Она мне позволяет не бояться и доверять себе! Творческая энергия созидательна! Она в каком-то смысле медитативна, потому что, если молитва — это обращение, просьба в Высшее измерение, медитация — сонастройка с Тонкими планами и мирами для получения ответов и даров! Да, творчество — это дар! И надо с благодарностью делиться всем, чем наделил Творец!», — Лиана Шахвердян.

Армянский музей уже знакомил читателей с творчеством Шахвердян. Напомним о ее литературных работах. Книга «Руки-реки» — монументальная работа Шахвердян, в которой писательница повествует об эпохальных событиях начала прошлого века. И самая крупная фигура в этом повествовании — Дануш Шахвердян (1882-1941), дворянин, революционер, советский дипломат, армянский культурный деятель. В годы Большого террора он вполне мог найти убежище в Европе или Америке, однако предпочел изгнанию смерть на родной земле… Работе над романом предшествовала долгая кропотливая работа в Национальном архиве Армении, которая длилась около пяти лет. Но работа над папками НКВД 1937 года далеко не легкая. Она сопряжена со стрессом, болью, разочарованиями. Понятно, нужно было время для переваривания информации, для преодоления слов, смыслов, несостыковки фактов — словом, навязанной линии обвинения. К тому же, как вспоминает Шахвердян, она детально подходила к повествованию в романе, поднимала глубинные пласты, а для этого ей нужны были знания о Закавказском регионе, Иране, России, которые восполняла в книгах ведущих специалистов по востоковедению.

Так, к рутинной работе в архиве добавились походы в Матенадаран. Именно на этот период, как вспоминает Лиана, приходится начало ее увлечения рисованием. Для нее — это начало своего рода экспериментов с красками: чем тягостнее и мрачно было на душе, тем светлее и радужнее брала краски. В итоге получались произведения со светлой и позитивной энергией. Конечно, увлечение скорее было сопряжено с некой терапией цветом и формой: живопись не имела ни стиля, ни почерка, и сами картины казались абстрактными. Так, одна из подобных картин называется «Начало». Лиана подразумевала в названии нечто новое, пока для себя необъяснимое, но уже увлекающее и волнующее… И чем больше Лиана погружалась в рисование, тем больше возможностей раскрывала. Из-под ее кисти один за другим стали появляться образы, чуть ли не литературные персонажи: «Ветреная дама», «Дама и ее поклонники», «Молитва прородительницы», «Поэтесса», «Дама в пеньюаре». Или же, наоборот, весьма поэтичные картины с оленями у зеленого моря на фоне восходящего алого солнца «Встреча»; иссиня-фиолетовое сочетание с белым на картине «Рождение снега»; мощная, энергетически насыщенная экспрессивная работа «Гималаи», городские пейзажи «Метехи», «Мейдан». Более всего Лиане импонирует, когда в картинах проскальзывают нотки озорства и юмора: как в работах «Букет и черепашка Машка», «Дама и ее поклонники».

Выставка продлится до 12 марта Common ground books&spirits, по адресу — Маршала Баграмяна, 6.