Портреты Лазаревых: образ армянской семьи в работах художника Ивана Аргунова
Портреты членов семьи Лазаревых представлены в творческом наследии многих выдающихся художников. Среди наиболее известных можно выделить Ивана Аргунова, Иоганна Баптиста Лампи-старшего, Василия Тропинина, Сергея Зарянко и Ивана Айвазовского. Кисти крепостного художника Ивана Аргунова принадлежат портреты первых Лазаревых, переселившихся из Персии в Россию и получивших за свои заслуги российское дворянство.
ИВАН АРГУНОВ. КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ
Иван Петрович Аргунов родился в семье крепостных крестьян князя Алексея Черкасского. В 1743 году семья Аргуновых перешла во владение графа Петра Шереметева в качестве приданого его жены, княжны Варвары Черкасской. Граф Шереметев, собравший в подмосковном имении Кусково богатую коллекцию портретов, был ценителем искусства и покровительствовал своим талантливым крестьянам. Его сын, граф Николай Шереметев, активно занимался благотворительностью: в Москве он основал Странноприимный дом, где бездомные, нищие и все нуждающиеся могли получить бесплатное лечение и кров. Почитатель театрального искусства, Николай Петрович в 1790-х построил в имении Останкино дворец-театр. Строительство дворца возглавлял крепостной архитектор Павел Аргунов, выучившийся рисованию и черчению у своего отца Ивана Аргунова.
Традиционно обучение Ивана Аргунова рисованию связывают с именем немецкого портретиста Георга Кристофа Гроота, служившего при дворе императрицы Елизаветы Петровны. По приглашению Гроота им были созданы иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Санкт-Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме.
Наиболее ярко свой талант Иван Аргунов проявил в качестве портретиста, став автором множества парадных и камерных портретов. «Иван Петрович Аргунов принадлежит к славной плеяде русских портретистов XVIII века, его творчество определило собой новый этап в формировании русского реалистического искусства 1750-х и 1760-х годов. На протяжении своей почти сорокалетней творческой деятельности Аргунов создал целую галерею образов своих современников, различных представителей русского общества середины и второй половины XVIII века. Эти портреты ценны не только своими живописными достоинствами или исторической значимостью изображённых лиц, но и новым отношением художника к своей модели, связанным с идеалами просветительства, когда значимость человека определялась его личными достоинствами и заслугами. Портреты Аргунова явились воплощением нового, складывающегося идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества», — пишет искусствовед Татьяна Селинова в своём монументальном исследовании «Иван Петрович Аргунов» (1973).
В 1760 году Иван Аргунов написал портрет графа Петра Шереметева, создан им был и портрет его супруги Варвары Алексеевны. В 1762-м художник получил ответственный заказ — парадный портрет императрицы Екатерины II, с которым он успешно справился. К числу самых узнаваемых сегодня работ Ивана Аргунова относятся портреты калмычки Аннушки (1767) и неизвестной крестьянки в русском костюме (1784).
В конце 1760-х годов Иван Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Санкт-Петербурге. На это время приходится создание художником портретов членов семьи Лазаревых (армянская форма написания фамилии — Лазарян/Егиазарян).
ЛАЗАРЕВЫ. АРМЯНСКАЯ СЕМЬЯ И РОССИЙСКИЕ ДВОРЯНЕ
Армянский купец Лазарь (Елеазар) Назарович Лазарев, родом из Новой Джульфы в Персии, состоял на русской службе примерно с начала 1720-х годов, когда в России при Петре I активно развивалось мануфактурное производство и налаживалась торговля с Персией. В конце 1740-х он переселился в Россию, вместе с ним была и его семья — жена Анна Иоакимовна (Екимовна, Акимовна), сыновья Иван (Ованес), Мина (Минас), Христофор (Хачатур), Еким (Иоаким) и дочь Анна.
В 1758 году Лазарь Назарович в селе Фряново приобрёл шелкоткацкую фабрику. «Оный Лазарь Назарович Лазарев, употребя большие капиталы на покупку ещё от разных помещиков к той фабрике крестьян и выписывая из чужих краёв лучших мастеров, привёл фабрику в цветущее состояние», — давал оценку деятельности Лазарева управляющий фабрикой Владимир Николаевич Казакевич [цитата приведена по книге: Е.Г. Неклюдов, Е.Г. Попова-Яцкевич. Род Лазаревых. Екатеринбург, 2014]. Во Фрянове выпускались ткани, не уступавшие по своему качеству иностранным изделиям, и даже выполнялись заказы для пышных дворов Екатерины II. Известность фряновских тканей стала распространяться не только в России, но и за её пределами.
Екатерина II возвела Лазаря Назаровича в российское дворянство в 1774 году. «…выехал он Лазарь с детьми с имением в нашу Империю, здесь же завёл знатную Мануфактуру и всегда оказывал с детьми своими нам многие услуги, за что мы 1774 года 20 мая его Лазаря Лазарева, его детей и их потомков пожаловали в российские дворяне», — указывалось в жалованной грамоте.
Иван Лазаревич Лазарев, старший сын Лазаря Назаровича, родился в Новой Джульфе. «Когда Ивану исполнилось 25 лет, отец отправил его в Петербург представителем Джульфийской торговой компании, которая среди прочих восточных товаров предлагала драгоценные камни. На паях со своим родственником, астраханским купцом Григорием Сафрасом (Ходжеминасовым), Лазарев участвовал в реализации алмазов в России и в Европе» [Е.Г. Неклюдов, Е.Г. Попова-Яцкевич. Род Лазаревых. Екатеринбург, 2014]. В дальнейшем Ивану Лазареву предстояло стать придворным ювелиром Екатерины II. Именно через него был приобретён известный алмаз «Орлов», украсивший скипетр императрицы.
Лазаревы никогда не забывали о своём происхождении. Так, по ходатайству Ивана Лазарева в Санкт-Петербурге и Москве было разрешено строительство армянских церквей — Святой Екатерины на Невском проспекте и Сурб Хач в Армянском переулке (не сохранилась). Иван Лазарев был в числе лидеров армянского освободительного движения, а во время Русско-турецкой войны 1787–1791 годов состоял одним из политических советников генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. С именем Ивана Лазаревича связано и начало истории Лазаревского института восточных языков. В своём завещании он поручил младшему брату, Екиму Лазаревичу, построить «приличное здание для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации». Лазаревский институт восточных языков (изначально Армянское господ Лазаревых училище) открылся в 1815 году. Хотя учебное заведение и задумывалось как армянское, с момента своего возникновения оно стало русско-армянским. Впоследствии институт внёс большой вклад в востоковедческую науку в России.
Мина Лазарев — второй сын Лазаря Назаровича. Как и его брат Иван, был участником армянского освободительного движения. В чине подполковника служил при Григории Потёмкине. По инициативе Мины Лазарева в Москве была построена церковь Святого Воскресения (1808–1815) при Армянском кладбище, рядом с Ваганьковским. Под зданием церкви находится фамильная усыпальница московских членов рода Лазаревых.
ПОРТРЕТЫ ЛАЗАРЕВЫХ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБЛИК И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Иван Аргунов написал четыре портрета Лазаревых. Его кисти принадлежат портреты главы семьи Лазаря Назаровича Лазарева и его супруги Анны Иоакимовны. Аргунов перенёс на холст и образ их второго сына Мины Лазарева и, вероятно, его жены Анны Васильевны (урождённой Хастатовой).
«Мы не располагаем достоверными документальными данными относительно того, что побудило Лазаревых заказать свои портреты И.П. Аргунову. К концу 1760-х годов, когда Аргунов писал портреты Лазаревых, он жил в Петербурге, в „Миллионном доме“ графа Шереметева, и пользовался известностью хорошего портретиста. Недалеко от „Миллионного дома“ находился дом старшего сына Л.Н. Лазарева — придворного ювелира И.Л. Лазарева. Другие братья и старшие Лазаревы жили в Москве и в своих подмосковных имениях. Можно полагать, что не только слава портретиста, но и добрососедские отношения способствовали получению этого заказа», — пишет Татьяна Селинова в книге «Иван Петрович Аргунов», давая ответ на вопрос об истории создания портретов семьи Лазаревых.
Наиболее интересным представляется портрет Анны Иоакимовны Лазаревой — матери большой армянской семьи. Он отличается вниманием художника к деталям и особой теплотой в передаче образа героини портрета. «Создавая портреты Лазаревых, людей нерусской национальности, Аргунов умел передать не только неповторимый индивидуальный облик человека, но и выявить национальный характер», — отмечает Татьяна Селинова и указывает, что в полной мере эта характеристика работ Ивана Аргунова относится к портрету Анны Иоакимовны.
Существует два экземпляра портрета Анны Иоакимовны Лазаревой. Один находится в собрании Музея-усадьбы Останкино, а второй хранится в Национальной галерее Армении. Останкинский портрет происходит из имения Лазаревых Железняки в Калужской губернии. В 1918-м он поступил в Калужский художественный музей, открытый в том же году. В Останкино портрет был передан в 1929-м.
Второй портрет Анны Иоакимовны, хранящийся в Национальной галерее Армении, до 1918 года принадлежал Лазаревскому институту восточных языков, затем находился в Доме культуры Советской Армении в Москве. Коллекцию Национальной галереи Армении он пополнил в 1925-м.
Портрет из собрания Музея-усадьбы Останкино отличается лучшим качеством и является оригинальной работой, бесспорно принадлежащей кисти Ивана Аргунова. А портрет из Национальной галереи Армении, как указывает Татьяна Селинова, «или авторское повторение, или копия художника Лазаревых Якова Леонова, ученика В.Л. Боровиковского». В каталоге выставки «Семья крепостных художников Аргуновых» (2005 год, Третьяковская галерея) отмечено, что портрет из армянской коллекции «не обнаруживает стилистического сходства с техникой И. Аргунова и является копией неизвестного русского художника второй половины XVIII века, выполненной после 1769 года с оригинала И. Аргунова».
Портрет Анны Иоакимовны Лазаревой авторства Ивана Аргунова датирован 1769 годом. Эту замечательную работу подробно описывает Татьяна Селинова: «На портрете изображена пожилая женщина, одетая в национальный армянский костюм. Сохраняя верность национальным традициям своего народа, Лазарева носила эту одежду всю жизнь и не сменила её на европейское платье, хотя и прожила в России более двадцати лет. Художника увлекла красочность её наряда. С большой тщательностью он написал дорогую восточную парчу на рукавах и груди, передал блеск мелких пуговиц её одежды, мерцание жемчуга, золотых нитей и цветного шёлка головного убора. Золотые, серебристые и пёстрые цвета украшений хорошо гармонируют с приглушёнными зелёными и жёлтыми тонами тканей одежды и фона. В живописной манере есть некоторая жёсткость и сухость. Тем не менее лицо Лазаревой со смуглой сухой старческой кожей и тёмными, немного усталыми глазами, со следами былой красоты написано подкупающе правдиво. Лишь немного искусственная, как бы застывшая на губах улыбка, плохо сочетающаяся с живым выражением глаз, кажется данью условностям портретного стиля середины XVIII века. В облике Лазаревой чувствуется сердечность и доброта, художник сумел передать мягкий характер пожилой женщины, матери большого семейства».
Портрет главы семьи Лазаря Назаровича Лазарева написан в 1760-х годах. В 1918-м он поступил в Калужский краеведческий музей из имения Лазаревых Железняки, а в 1959-м передан в Государственный музей А.С. Пушкина. С 1972-го портрет хранится в собрании Музея-усадьбы Останкино.
Искусствоведом Татьяной Селиновой была подтверждена ранее предположительно определённая Ф.Е. Вишневским атрибуция портрета, он действительно принадлежит авторству Ивана Аргунова. Вишневский также предположил, что на портрете изображён Сергей Иванович Иванов — отец Анны Сергеевны Лазаревой, жены Екима Лазаревича Лазарева. К такому выводу он пришёл на основании бумажной наклейки на обороте холста с надписью «Иванов», сделанной почерком XIX века. Однако Селинова усомнилась в этой версии и опровергла её. Этикетка с фамилией «Иванов», вероятно, могла указывать на владельца портрета, ведь Сергей Иванов был родственником Лазаревых и мог унаследовать часть их имущества. Татьяна Селинова определила, что изображённым на портрете является именно Лазарь Назарович Лазарев. Это подтверждалось работой с архивами Лазаревых, сопоставлением портрета с его фотографическими и печатными воспроизведениями, а также сравнением композиционных и живописных приёмов, использованных Иваном Аргуновым в изображениях Лазаря Назаровича и Анны Иоакимовны. «На портрете изображён пожилой мужчина с энергичным, волевым лицом, одетый в национальный армянский костюм; удлинённый овал лица, длинный, с небольшой горбинкой нос, большие чёрные миндалевидные глаза говорят о его восточном происхождении», — описывает исследовательница портрет Лазаря Назаровича.
Татьяна Селинова замечает, что портреты супругов Лазаревых отличаются от других работ Ивана Аргунова 1760-х годов «некоторой плоскостностью и вниманием к декоративным деталям, суховато прорисованным». «Такой характер портретов можно до известной степени объяснить личными вкусами заказчиков. Старики Лазаревы (когда Аргунов их портретировал, Л.Н. Лазареву было около семидесяти лет, его жене — около шестидесяти) в большей степени, чем их сыновья, оставались приверженными обычаям и художественным традициям своего народа. Они жили в Москве среди своих соотечественников. Возможно, у некоторых из них хранились портреты кисти армянских мастеров, которые мог видеть Аргунов. Этим, по-видимому, объясняется, что портреты Лазаревых в какой-то мере приближаются к традициям портретной живописи Армении XVIII века», — пишет Селинова.
В более свободной и мягкой живописной манере написан портрет Мины Лазаревича Лазарева, созданный Иваном Аргуновым в 1769 году. С 1925-го портрет находится в собрании Национальной галереи Армении, а до этого был частью коллекции Лазаревского института восточных языков и Дома культуры Советской Армении.
«М.Л. Лазарев предстаёт в изображении Аргунова человеком тонкого интеллекта. Художник дал почувствовать богатство его душевного мира. Живой темперамент выражен в чертах его восточного лица, в блеске умных, слегка насмешливых глаз, в характерном складе рта. Колорит, построенный на горячих красновато-золотистых тонах, а также мягкая лепка формы придают лицу живость выражения. Каждый цвет разработан во многих оттенках, взаимодействуя с соседним: красный цвет кафтана гармонично сочетается с золотом пуговиц, блеск белого парчового камзола сливается с сиянием золота», — описывает Татьяна Селинова портрет Мины Лазаревича.
В Национальной галерее Армении хранится и портрет жены Мины Лазарева — Анны Васильевны Лазаревой, урождённой Хастатовой. Как и другие портреты Лазаревых, Иван Аргунов написал его в конце 1760-х. Эта работа всегда находилась с портретом Мины Лазарева в одних собраниях: Лазаревский институт восточных языков, Дом культуры Советской Армении, с 1925 года — Национальная галерея Армении.
Согласно одной из версий, на портрете изображена не жена Мины Лазарева, а его сестра Анна Лазаревна, вышедшая замуж за Ивана Григорьевича Сумбатова. Предполагается, что этот женский портрет является парным к портрету Ивана Сумбатова, написанному приблизительно в 1780-х неизвестным русским художником. Однако эта версия выглядит маловероятной, так как эти два портрета не просто написаны в разное время и разными художниками, но и имеют неодинаковые размеры и отличаются друг от друга своими художественными особенностями.
Искусствовед Татьяна Селинова считает более убедительной версию, согласно которой на портрете изображена именно Анна Васильевна Лазарева, жена Мины Лазаревича Лазарева, а их изображения — парные портреты. Селинова замечает: «К сожалению, мы не располагаем документальными данными, позволяющими точно определить лицо, запечатлённое на портрете Аргунова. Однако, сравнивая женский портрет и портрет М.Л. Лазарева, нельзя не заметить между ними композиционного и живописного сходства. Портретируемые изображены погрудно, их фигуры обращены друг к другу; правда, голова женщины повёрнута в противоположную сторону и склонена немного набок, но источник света на обоих портретах находится слева. Портреты имеют почти одинаковые размеры. <…> На интересующем нас портрете представлена молодая светлоглазая женщина. Тёплые и светлые голубовато-серые тона, в которых написано это произведение, гармонируют с изящным и женственным обликом модели. Здесь применён принцип построения парных портретов, которым широко пользовался художник, подчиняя оба произведения единому композиционному замыслу при контрастности цветовых соотношений».
Работы Ивана Аргунова открывают собой «портретную галерею» семьи Лазаревых, представители которой своей службой и благородными делами вписали свои имена в историю Армении и России. Аргунов писал их портреты в период расцвета своего творчества. Они, как отмечает Татьяна Селинова, «свидетельствуют о стремлении художника к правдивому раскрытию внутреннего облика модели и передаче национальных черт во внешности Лазаревых».
Журналист, редактор Рипсиме Галстян
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. — Москва : Издательство «Искусство», 1973.
2. Русский портрет XVIII–XIX веков. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино : Каталог / автор-составитель В.А. Ракина. — Москва : Издательство «Авангард», 1995.
3. Аргуновы. Крепостные художники Шереметевых : Каталог выставки «Семья крепостных художников Аргуновых» / Государственная Третьяковская галерея ; автор проекта и научный редактор Н.Г. Преснова. — Москва : Издательство «Пинакотека», 2005.
4. Неклюдов Е.Г. Род Лазаревых / Е.Г. Неклюдов, Е.Г. Попова-Яцкевич. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2014.
5. Базиянц А. Обелиск / А. Базиянц, Р. Мартиросян. — Ереван : Издательство «Армянский открытый университет», 1993.