Ко Дню рождения Кшиштофа Пендерецкого
23 ноября 1933 года в Дембице родился польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий, оказавший большое влияние на современную академическую музыку. Многим он известен по композиции, которая звучит в фильме «Сияние» Стенли Кубрика и сериале «Твин Пикс» Дэвида Линча, хотя изначально она не была написана как саундтрек, а была «криком» о случившейся трагедии в Хиросиме.
Во второй половине ХХ века имя Кшиштофа Пендерецкого вошло в музыкальный канон. Сам он себя считал продолжателем традиции своего века: «Моя музыка заключает великую эпоху классической музыки — в общепринятом понимании. Я по-прежнему обращаюсь к жанрам симфонии, оратории, пишу много серьёзной камерной музыки в традиционных формах квартета, квинтета, сонаты. Эти жанры и формы окончательно сложились еще в XVIII веке, а я ощущаю себя продолжателем этой традиции». Хотя писать он продолжал на протяжении всей жизни, подмечая, что музыка для него выступает средством коммуникации. В творчестве композитора важное место занимают произведения на религиозные темы, а также осмысляющие трагедии ХХ века ― Холокост, Геноцид и трагедию атомной бомбардировки в Хиросиме. В чём особенность работ Кшиштофа Пендерецкого? И какое место занимает христианство и армянская бабушка? Читайте в материале.
Кшиштоф Пендерецкий родился и жил в еврейском районе города Дембица в Польше. С самого детства он был окружён разными культурами, что очень сказалось на его восприятие мира. О своей семье композитор всегда говорил тепло, подчёркивая их влияние, особенно со стороны немецкого дедушки и армянской бабушки. В одном интервью Кшиштоф поделился:
«Я чистопородный дворняга: во мне много всего намешано. Со стороны моей мамы в меня впрыснута немецкая кровь. Мой прадедушка приехал из Германии и поселился в Польше. Был главным лесничим в угодьях князей Рачинских. Возможно, от него я унаследовал любовь к растениям и к лесу. У меня самого обширный ботанический сад под Краковом на тридцати гектарах. Там я коллекционирую редкие породы деревьев и кустарников: уже собрал несколько сотен сортов.
Мой дед — немец, он был не католиком, а протестантом. Дед служил в австрийской армии. Городок Станислав, где стоял его полк, был так мал, что в нем не было костела. Поэтому, когда родился мой отец, его крестили в униатской церкви.
Бабушка моя была армянкой и принадлежала к григорианской церкви. В Польше жили армяне, бежавшие из Турции и Ирана. Во Львове и Станиславе их было особенно много. Бабушка рассказывала, что их семья родом из Исфахана — это такой город в Персии. Так что южная кровь во мне тоже бродит.
Другая моя бабушка была усердной католичкой. Поэтому в доме постоянно шли споры, происходили стычки на религиозной почве. Что неудивительно: в нашей семье сошлись представители трех ветвей христианства, это многовато. Впрочем, меня самого крестили в детстве в католическом соборе. Дед ходил в костел постоянно, отец тоже. Поэтому мне с детства близка религиозная музыка XVI–XVIII веков. Я придерживаюсь убеждения, что Бог един для всех: и для армян, и для католиков, и для протестантов. И на каком языке ему молиться — это каждый выбирает для себя сам».
Если благодаря дедушке им был освоен пласт немецкой литературы, то бабушки прививали любовь к ближнему и знакомили с разными аспектами христианской веры. Библейские мотивы, хоровая музыка и глубинное сопереживание — всё это отразилось в музыке Пендерецкого. Внутренний отклик на трагедии, потрясшие человечество, был выражен с самых первых оркестровых произведений 1960 года. Это «Плач жертвам Хиросимы». Позже была создана оратория Dies Irae, посвящённую жертвам Освенцима, а к столетию со дня Геноцида армян им написан «Псалом №3». В интервью Марку Григоряну Эльжбета Пендерецкая отмечала: «В нём чувствовалось влияние армянской музыки. Может быть, это влияние пришло откуда-то позже, но, скорее всего, это было впечатление от армянской мессы». Среди предложенных вариантов Степана Ростомяна Кшиштоф Пендерецкий выбрал именно этот Псалом, решив использовать латинский текст. Интерес композитора к древним языкам проявился и во время одного из его визитов в Армению, когда его особенно впечатлили старинные церковные песнопения на древнеармянском языке — грабаре.
Пендерецкий с удивительной интуицией сумел объединить ритмические и интонационные особенности армянских духовных гимнов — шараканов — с декламацией латинского текста. С первых звуков произведения внимание слушателя захватывает его уникальная интонационная выразительность. В этой преамбуле особенно ярко проявляется синтез латинского текста с ритмоинтонационными структурами грабара, которые отражены в мелодике композиции. Этот подход придает музыке оттенки, характерные для армянских духовных гимнов. Как и в старинных армянских церковных песнопениях, соло тенора звучит в свободной, речитативно-импровизационной манере, создавая ощущение древности и духовной глубины.
Пендерецкий и Армения
Кшиштоф Пендерецкий считал Армению своей второй родиной и в последние годы своей жизни подстраивал насыщенный график под ключевые музыкальные события в стране. Маэстро старался как можно чаще бывать в Ереване и активно участвовал в музыкальной жизни города.
В 2008 году Кшиштоф Пендерецкий вместе с супругой, Эльжбетой Пендерецкой, посетил Армению в рамках фестиваля, организованного Степаном Ростомяном, основателем и арт-директором международного фестиваля «Ереванские перспективы». Эта поездка стала значимой в его жизни: маэстро не только выступил на ереванской сцене, но и открыл новую страницу своей биографии.
На встрече в Доме-музее Арама Хачатуряна Пендерецкий рассказал, что его бабушка по материнской линии была армянкой. Он назвал Армению своей второй родиной и пообещал: «Я буду приезжать сюда снова. Теперь я знаю, что у меня есть второй дом».
22 ноября 2013 года Пендерецкий отпраздновал свой 80-й день рождения. Накануне этого события он был награжден медалью Первого класса Республики Армения «За выдающиеся заслуги перед Отечеством». В 2014 году юбилейный XV Международный музыкальный фестиваль «Ереванские перспективы» открылся серией концертов, посвященных 80-летию композитора, которые проходили с 13 по 16 января. На четырех концертах прозвучали более двадцати его инструментальных, вокальных, камерных и симфонических произведений в исполнении лучших армянских и зарубежных музыкантов. Сам Пендерецкий выступал в роли дирижера, демонстрируя свое выдающееся мастерство.
Этот визит стал его третьим в Армению. Пендерецкий вспоминал: «Мой первый визит сюда был в 2008 году, и каждый раз я приезжал в Армению с огромным удовольствием. У меня есть и эмоциональная связь с этой страной — моя бабушка была армянкой».
Маэстро рассказывал, что его струнный квартет №3, «Страницы ненаписанного дневника», был написан на армянскую тему. В интервью он также упоминал о своих планах создать произведение на тексты псалмов, посвященное памяти жертв Геноцида армян. Пендерецкий с энтузиазмом отзывался о фестивалях, посвященных его творчеству, отмечая высокий профессионализм армянских музыкантов и дирижеров.
Композитор особенно отмечал мастерство армянского хора «Ховер» под руководством Соны Ованнисян, назвав их выступления исключительными. Его супруга, Эльжбета Пендерецки, президент фонда «Людвиг ван Бетховен», также высоко оценила армянские молодежные хоры и филармонические коллективы, которые с большим профессионализмом исполняли произведения маэстро.
Кроме того, Пендерецкий охотно рассказывал армянским журналистам о своих армянских корнях, подчеркивая свою глубокую связь с этой страной.
В 2015 году Пендерецкий принял у себя в Польше хор «Ховер», провел для них экскурсию по своему музыкальному центру и с теплотой показывал фотографии своей армянской бабушки. В рамках турне армянские музыканты выступили в нескольких польских городах.
Выполняя свое обещание, в 2015 году Пендерецкий сочинил «Псалом №3», посвященный столетию Геноцида армян. Это произведение, наряду с его другими хоровыми работами, такими как Agnus Dei, Missa Brevis и De Profundis, было исполнено хором «Ховер» на концертах, включая выступление в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
В 2016 году Кшиштоф Пендерецкий вновь посетил Ереван, связав свой визит с 10-летием Государственного молодежного хора Армении. Маэстро вспоминал, как впервые услышал хор два года назад, отметив их талантливое исполнение его симфонии. Он также похвалил перспективы молодого дирижера Сергея, выразив уверенность в его большом будущем. Вместе с супругой он также посетил Музей-институт Комитаса, где прозвучала его музыка. Маэстро отметил значительное влияние Комитаса на своё творчество, назвав его героем.
На обложке — Кшиштоф Пендерецкий. Источник: Getty Images