Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В ГМИИ им. А.С. Пушкина отметили 70-летие археологической экспедиции на холме Арин-Берд

«Эребуни 1952–1977: 70-летие начала совместной археологической экспедиции Академии Наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина на холме Арин-берд» — так назывался круглый стол, прошедший в Итальянском дворике 5 сентября 2022 года. Российские урартоведы поделились результатами реставрации настенных росписей Эребуни, рассказали о необычной 3D-реконструкции большого урартского караса, а также вспомнили историю совместной с армянскими коллегами археологической экспедиции на холме Арин-берд. Побывав на мероприятии, корреспонденты Армянского музея Москвы Ольга Казак и Александр Мощаков, совершили погружение в отечественную урартологию.

Фото: © Александр Мощаков

Открыл круглый стол Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе.

В приветственном слове Илья Аскольдович отметил целеустремленность участников научной группы отдела Древнего Востока и подчеркнул важность и актуальность проводимой ими работы. По словам Доронченкова, этот круглый стол — долгожданный, ведь он посвящен первой и единственной археологической экспедиции отдела Древнего Востока, в результате которой в Пушкинском музее появилась первоклассная коллекция памятников Урарту. «В коллекции присутствует собрание уникальных монументальных живописей Эребуни. Живопись отличается свободной манерой исполнения, уникальными местными чертами и интересом к пейзажу», — отметил заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе.

Открыл круглый стол Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе. Фото: © Александр Мощаков

Еще одним поводом для проведения круглого стола, Доронченков назвал предварительное подведение итогов реставрации и реконструкции настенных росписей I тыс. до н. э. из Эребуни — работы, которую отдел Древнего Востока проводит при поддержке мецената музея В.Э. Карташяна. Проект начат в 2017 году ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации). Кроме того, в мае 2022 года Пушкинский музей подписал договор о сотрудничестве с Историко-археологическим музеем-заповедником «Эребуни». Илья Аскольдович подчеркнул, что у данной работы большие научные перспективы, поэтому проект обязательно продолжится. Особо отметил заместитель директора и вклад в данную работу хранителя коллекции Урарту и Кавказа Рамиля Рафаиловича Вергазова.

Далее было зачитано письмо академика РАН Михаила Борисовича Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа. В письме Михаил Борисович поприветствовал участников круглого стола, упомянув наиважнейшую роль отечественных ученых в открытии урартологии как науки. Пиотровский посетовал на то, что в современных школьных учебниках отсутствует курс по истории Урарту и пообещал приложить все усилия для того, чтобы «смыть этот позор».

Письмо предоставлено отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина

Архивы и коллекция

Первый доклад круглого стола был посвящен истории создания совместной археологической экспедиции АН Армянской ССР и ГМИИ на холме Арин-берд. Его подготовил по материалам архивов ГМИИ им. А.С. Пушкина хранитель коллекции Урарту и Кавказа, Рамиль Рафаилович Вергазов.

Ученый заметил, что «совместная археологическая экспедиция на холме Арин-берд принесла много открытий, обогативших наши представления об истории и культуре Армении и Урарту». Хранитель продемонстрировал архивные фотографии и зачитал фрагменты полевых дневников и отчетов старших научных сотрудников отдела Древнего Востока ГМИИ Ирины Михайловны Лосевой (первого руководителя отряда ГМИИ) и Светланы Измайловы Ходжаш, в последствии многолетней заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ, возглавлявшей отряд ГМИИ при раскопках Эребуни в 1959–1977 годы. По словам Вергазова, благодаря именно этим экспедициям удалось сохранить археологический памятник — холм Арин-берд, который использовался ранее как каменоломня. «Если бы камень продолжили добывать, то от памятника ничего бы не осталось. Когда же была обнаружена плита с закладной надписью царя Аргишти Первого о сооружении крепости Эребуни, холм передали ученым для исследования», — рассказал Рамиль Рафаилович. Хранитель выразил убеждение, что имеющаяся в музее коллекция — это «результат плодотворного и многолетнего труда российских и армянских коллег, который необходимо сохранять и развивать».

«Если бы камень продолжили добывать, то от памятника ничего бы не осталось. Когда же была обнаружена плита с закладной надписью царя Аргишти Первого о сооружении крепости Эребуни, холм передали ученым для исследования», — рассказал Рамиль Рафаилович Вергазов, хранитель коллекции Урарту и Кавказа ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: © Александр Мощаков

Археология

Армянские коллеги не смогли лично присутствовать на круглом столе, поэтому доклад о предварительных результатах раскопок городища Эребуни в сезоне 2021 года был зачитан дистанционно. От лица международной группы специалистов, принимавших участие в последнем сезоне Арин-бердской экспедиции, выступил археолог Микаэл Бадалян, директор Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни».

«Для нас огромная честь принимать участие в этом важном событии. Мы несколько лет сотрудничаем, что переросло уже в дружеские отношения, которыми мы очень дорожим», — приступил к докладу Бадалян. По словам археолога, «раскопки городища имеют большое значение для науки, так как, в основном, экспедиции проводились в крепостях, где жила урартская элита, а сведений о жизни простых горожан недостаточно, хотя Светлана Измайловна Ходжаш проводила такие исследования в городских кварталах Эребуни». Директор Музея «Эребуни» рассказал, что предметом исследования текущего сезона экспедиции был «переход от урартского в постурартский период, а значит и развитие взаимоотношений местной культуры с Мидийской империй, которые продолжались в ахеменидский период». Ученый заметил, что это самый неисследованный период в истории Армении, поэтому и наиболее интересный.

«Находки из поздних слоев постурартского периода отправлены на радиоуглеродный анализ и археоботанические исследования», — рассказывает археолог Микаэл Бадалян, директор историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». Фото: © Александр Мощаков

Бадалян рассказал, что в процессе раскопок выявлено две фазы строительства, что может свидетельствовать о происшедшей катастрофе, вероятно, землетрясении. «Так, в нижнем слое мы нашли миску в осколках битого камня», — поделился результатами Бадалян. «Это очень важный период, мы его датируем VI–V веками до н. э.», — отметил ученый. Находки из поздних слоев постурартского периода отправлены армянскими учеными на радиоуглеродный анализ и археоботанические исследования. По уточнению Бадаляна, найденный остеологический материал позволяет судить и о рационе питания жителей городища. «Найдены кости мелкого и крупного рогатого скота и свиней, а также кости рыб». В завершении доклада, директор Музея «Эребуни» выразил надежду, что в следующем сезоне археологической экспедиции смогут принять участие и сотрудники ГМИИ им. Пушкина.

Археолог Микаэл Бадалян рассказывает о результатах магнитометрических исследований Эребуни. Фото: © Александр Мощаков

Научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Анастасия Александровна Ясеновская рассказала о 3Д-реконструкции большого урартского караса из Эребуни (собрание ГМИИ. им. А.С. Пушкина).

По словам Анастасии Александровны, данный карас находился в запаснике Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева РГГУ. Ящики прибыли еще в 50-е годы и с тех пор хранились без какого-либо внимания. «О карасе забыли и у него даже не было инвентарного номера. Однако кто-то из сотрудников вспомнил, что Светлана Измайловна Ходжаш с трепетом относилась к этому памятнику и хотела его отреставрировать, а затем поместить в экспозиционном зале Учебного музея». Заинтересовавшись карасом, Ясеновская обнаружила среди 153 фрагментов участки венчика сосуда, сохранившие иероглифическую систему записи в виде кружков. Сотрудница ГМИИ уточнила, что «на карасе из хранения нанесено девять кружочков, что соответствует девяти акарки (aqarqi) — системе меры емкостей, применяемой в эпоху Урарту». Были на венчике караса и клинописные надписи, также обозначающие систему мер. По словам Ясеновской, такие карасы с двойной надписью — клинописью и иероглификой — большая редкость и во всем мире в разных коллекциях хранится всего 21 карас такого типа.

Научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Анастасия Александровна Ясеновская показывает различия в отметках на карасах из Тейшебаини и Эребуни. Фото: © Александр Мощаков

Задавшись целью как можно точнее вычислить объем караса, Ясеновская пришла к идее 3Д-реконструкции. «Самое точное вычисление объема караса — это заполнить его водой, что невозможно с археологическим памятником. Дело в том, что на венчике караса иероглифическими знаками писали общий объем сосуда, а клинописью — количество помещенного в карас вина», — уточнила ученая. Это был первый проект отдела Древнего Востока по изучению коллекции Урарту, который поддержал меценат В.Э. Карташян. В результате проведенной исследовательской работы выяснился приблизительный объем караса — 2145 литров.

Реставрация

Художник-реставратор 1 категории, сотрудница Государственного научно-исследовательского института реставрации Галина Эдуардовна Вересоцкая рассказала об особенностях консервации и реставрации настенных росписей из археологических раскопок Эребуни.

«Понимаете, вроде бы это монументальная живопись, а техника росписи, как в миниатюре», — рассуждает Галина Эдуардовна Вересоцкая, реставратор монументальной живописи Эребуни. Фото: © Александр Мощаков

Демонстрируя древнейшую живопись, Вересоцкая показывает удивительные фрагменты и рассказывает о них. Особенно впечатляет фрагмент с «коровкой, пасущейся на лугу». На взгляд реставратора, это «совершенно замечательная работа, там сохранились завитки шерсти, реснички…». Это очень тонкая работа, буквально «кисточкой номер 1» прорисованы все завитки. Или фрагмент, изображающий жреца, — «там очень тонкие штрихи»! «Понимаете, вроде бы это монументальная живопись, а техника росписи, как в миниатюре», — рассуждает Галина Эдуардовна. Исследуя урартские росписи, Вересоцкая пришла к выводу — эти сохранившиеся фрагменты, конечно, говорят о том, что работали подлинные мастера. И еще один важный момент, о котором она рассказала, — рассматривая роспись, ей показалось, что сохранилось графья — на штукатурке был прочерчен рисунок изображения. «И это вполне вероятно, так как ранее урартолог Константин Левонович Оганесян писал, что они нашли разгранку на слое штукатурки», — сказала реставратор.

С отреставрированной монументальной живописью можно было ознакомиться тут же, в Итальянском дворике — фрагменты поместили в специальных стендах под стекло. Фото: © Александр Мощаков

Молодые художники-реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина Олеся Сергеевна Шашлова и Александр Сергеевич Петров рассказали как работали с древнейшими урартскими росписями в Армении во время командировок 2022 года. Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина поделились первыми итогами реставрации фрагментов монументальной живописи эпохи Урарту из собрания Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». Сообщив, что в Музее «Эребуни» готовится обновление экспозиции, реставраторы отчитались о проведенных семинарах по полевой консервации и удалению поверхностей загрязнений с укреплением красочного слоя структурного разрушенного грунта и утоньшения рамы по периметру фрагментов.

Реставраторы Олеся Сергеевна Шашлова и Александр Сергеевич Петров, сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: © Александр Мощаков

«Коллекция монументальной живописи поступила в остро аварийном состоянии — это были последствия непрофессиональных реставрационных вмешательств, создавших пленку, нежелательный колорит и вздутие на поверхности». Отечественными реставраторами был проведен осмотр коллекции и отобраны фрагменты для проведения реставрации. Один из таких фрагментов, по уточнению Шашловой, изображает шествие богов. Состояние до реставрации показало трещины в гипсовом блоке и по всей живописной поверхности. Шашлова рассказала, что для начала реставраторы наложили гипсовую шину, а через несколько месяцев удалили поверхностные загрязнения и гипсовую мастику, нанесенную еще в семидесятые годы. В результате живопись стала ярче. 

Реставраторы выразили благодарность директору Музея «Эребуни» Микаэлу Бадаляну «за разрешение использовать неопубликованные материалы и за организацию процессов на месте».

Иконография

«Сессия вопросов-ответов переросла в оживленную дискуссию между коллегами». Фото: © Александр Мощаков

Рамиль Рафаилович Вергазов рассказал о монументальной живописи из храма бога Халди в Эребуни в свете открытий первых сезонов 1950–1951 годов. Докладчик обратил внимание на исчезновение из исследований изображений быка и крылатого диска. Задав важный научный вопрос о нестандартности данной иконографии, ученый пришел к размышлению о более позднем периоде, к которому иконография может относиться. По словам Вергазова, Константин Левонович Оганесян пишет в первой статье 1951 года о присутствии в монументальной живописи быков и крылатых дисков, однако во всех последующих публикациях ученого данное описание совершенно исчезает. Вместе с тем, Вергазову удалось обнаружить акварельную зарисовку 1962 года, сделанную во время одной из экспедиций в Эребуни. «И эта зарисовка воспроизводит все детали найденного и описанного Оганесяном ранее фрагмента композиции», — делится находкой Вергазов. Ученый предположил, что данная символика носит культовый характер и связывает крылатый диск с Шивини, урартским богом Солнца, входящим в триаду важнейшего урартского пантеона божеств вместе с верховным богом Халди и богом войны Тейшебой. 

Устный мастер-класс по реставрации монументальной живописи от Галины Эдуардовны Вересоцкой. Фото: © Александр Мощаков

Последовавшая за последним докладом сессия вопросов-ответов довольно быстро переросла в оживленную дискуссию между коллегами, заинтересованными в дальнейшем международном сотрудничестве с ведущими урартоведами. И самым запоминающимся из прозвучавших на прощание оптимистических пожеланий было развитие отечественной урартологии, расширение исследовательской деятельности и укрепление научного сотрудничества с армянскими коллегами.

Арт-журналист Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

Обложка: © Александр Мощаков