Nor Dar и «Письма домой» пианистки Коры Микаэлян
10 ноября 1971 в Ереване родилась Кора Микаэлян, талантливая пианистка, участница группы Nor Dar. Девушка делала серьезные творческие успехи еще будучи студенткой. После обучения в консерватории, Кора создала музыкальный коллектив, где занималась аранжировками этнической музыки. К концу 90-ых она обрела известность и репутацию профессионала. К сожалению, жизнь Коры оборвалась в возрасте 30 лет. Последний альбом с рабочим названием «Письма домой», вышедший после смерти исполнительницы, звучал как прощание с близкими и родиной.
Карине (Кора) Микаэлян первые уроки музыки получила в возрасте пяти лет у своей матери — блестящего педагога Тамары Аветиковой. Затем Кора окончила музыкальное училище. Обучение на композиторском отделении Ереванской консерватории девушка завершила экстерном, написав свою первую симфонию «Белый монах». В 1990 году за свои работы в области классической аранжировки получила звание Master of Arts ЮНЕСКО.
В середине 90-ых Кора, ее муж Орестис Мустидис и их друг Тигран Саркисян переехали в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они создали трио Nor Dar (Новый век). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис — ученик знаменитого джазового барабанщика Роберта Еолчяна, специализирующийся на восточной перкуссии. Саркисян владел дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларнетом.
Из чувства ностальгии по жизни в Армении рождается идея создать что-то среднее между джазом и фолком, нечто, впитавшее особенности и того и другого. В качестве материала для воплощения музыканты выбрали мелодии армянского композитора Комитаса. В 1997 году это трио записывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard.
Четырнадцать композиций, созданных с глубоким проникновением в суть армянского мелоса, — альбом посвящен Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у армянского народа. Дважды переработанные, в исполнении Nor Dar эти древние композиции прозвучали абсолютно свежо и по-новому. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со своей родной землей. Чистое звучание, звуки дудука, восточные ритмы. Что касается стиля, альбом может быть классифицирован как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом воспринимается как одно живописное полотно, как некий документальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, помноженное на аккуратные аранжировки Коры Микаэлян, сделали альбом довольно популярным.
Nor Dar не были знакомы греческой публике. Но профессионализм, преданность национальному искусству и самобытность позволили им быстро приобрести популярность. К удивлению и компании Libra Music, которая выпустила альбом, его раскупали не только те, кого принято называть «музыкальная общественность», но и молодежь Афин, которая предпочитала поп-музыку и рок. За несколько лет коллектив записал и выпустил три диска, которые были тепло приняты греческой публикой.
Творческий потенциал Коры стал причиной того, что к ней начали обращаться популярные греческие исполнители, принадлежащие к разным жанрам и стилям, с просьбой сделать аранжировки греческой народной, классической и популярной музыки. Кора работает над аранжировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.
Из США для создания современных аранжировок индийских песен приезжает индийская певица Лакшми Шанкар. Кроме этого, она просит Кору написать специально для нее несколько композиций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные армянским композитором индийские мелодии. В 2000 году появляется проект «Индо-Арменика» и диск «Ampel'a». Альбом представляет собой смесь армянских вокальных и инструментальных композиций, а также индийских произведений.
Nor Dar берутся за свой очередной альбом, который должен был состоять из композиций Коры, как инструментальных, так и вокальных. Это песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, инструментальные произведения с ностальгической ноткой, аранжированные для этно-джазового трио. Неизвестно, знала ли на момент написания альбома Кора о своей неизлечимой болезни, но музыка в нем звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома было «Письма домой», по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символичным.
К сожалению, жизнь исполнительницы была прервана в возрасте 30 лет, 4 июля 2001 года. В апреле 2003 года вышел и попал на родину альбом «In the land of the Frozen Water». В 2005 году музыка Коры прозвучала в фильме Армана Ерицяна «Под открытым небом», удостоенного «Премии Лавр» в номинации «Лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео».
А. Манукян, Кора Микаэлян — Последнее письмо домой: jazzquad.ru
Фото на обложке: discogs.com