Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Константин Орбелян

29 июля родился Константин Агапаронович Орбелян — человек, навсегда изменивший вектор развития советского джаза. Вспоминаем его путь, дружбу с армянскими композиторами и связь с Арменией, которую душой он никогда не покидал.


Репетиции и выступления Государственного эстрадного оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна в ГКЗ "Россия" в 1984 году. Источник

Константин Агапаронович Орбелян родился в 29 июля 1928 году. Он рано лишился родителей: в 1936 году был арестован его отец — Агапарон Султанович Орбелян, а через два года его маму, Софию Михайловну Атарбекову, приговорили к 8 годам лагерей (реабилитировали в 1953 году). Константин рос с братом Гарри в сложных условиях. С юных лет им пришлось работать: Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин аккомпанировал гимнастам.

Это время он позже вспоминал в интервью:

«В 11 лет я уже зарабатывал на жизнь, аккомпанируя гимнастам из спортивного общества "Буревестник". Это была вынужденная мера. Дело в том, что своего отца я почти не помню: в 37-м его арестовали, потом он был расстрелян, а маму надолго отправили в сталинские лагеря. Меня же исключили из школы для одаренных детей. Надо было выживать».

Ранний путь Орбеляна — исключительно практический. В 1943 году Константин приехал из Баку в Ереван, где его жизнь разделилась на до и после. Во время выступлений в Ереване он познакомился с человеком, который стал важной фигурой на его пути — композитором Артемием Айвазяном. Как вспоминает сам дирижёр:

«С тех пор все, что происходило со мной, связано с Арменией. Несколько лет я работал пианистом в его оркестре, затем в 19 лет он перевел меня в дирижеры. Профессионального образования у меня тогда не было, и я оставил эстрадный оркестр и поступил в Музыкальное училище имени Романоса Меликяна в класс Эдварда Мирзояна. У него же я завершил учебу в консерватории и аспирантуре».

Период учебы в классе Эдварда Мирзояна стал основополагающим — именно в студенческие годы он начал исследовать джаз и эстраду, а также организовал эстрадный квинтет, ставший очень популярным.

Свою учёбу Орбелян всегда вспоминал с теплом, ведь многие преподаватели, Мирзоян, Хачатурян, Арутюнян, стали потом близкими друзьями. В особенности — Арам Ильич. Хотя Хачатурян высоко ценил дарование своего ученика и гордился его достижениями, ему хотелось, чтобы Константин больше занимался композицией.

Из письма Арама Хачатуряна к Константину Орбеляну:

Дорогой Котик!
Пишу это письмо тебе из подмосковного санатория "Барвиха". Цель этого письма еще раз сказать тебе, что ты должен заняться композицией по-настоящему. О чем ты думаешь? Ведь ты зря расточаешь свое огромное дарование. Чтобы ты меня правильно понял бы, я хочу тебе сказать, что я не только положительно отношусь к легкому жанру и к твоему оркестру, но и считаю, что ты делаешь очень важное дело в своем эстрадном оркестре. Причем, ты часто пишешь легкую музыку с большим вкусом, и, если так можно выразиться, пишешь легкую музыку без кавычек. Работая в этом жанре, ты можешь быть вполне уважаем, вполне обеспечен и вполне ценим.
Таким образом, ценя твою работу в эстрадном оркестре, тем не менее, я предлагаю тебе бросить это дело, заниматься оркестром от случая к случаю.
Если можно, будь еще острее в своем гармоническом языке им помни, чтобы джазовые звучности не отражались бы в твоих сочинениях. Так называемой левизны не бойся в своих сочинениях потому, что ты столь реалистичен и народен в своих слушаниях, т.е. ты слышишь правильно
тебе не страшны увлечения остротами и формальными конструкциями.
Конечно, все это должно быть ограничено. Нельзя ставить перед собой задачи конструкции голой формы не думая о содержании. Так что пойми меня правильно.
Извини меня, что вторгаюсь в твои внутренние дела, но мой долг старшего, долг совести, сказать тебе, и предупредить тебя.

Мнение преподавателей было для юного музыканта важным, но путь в музыке он выбрал особый.

В 1955 году Орбелян вместе с Александром Арутюняном написал музыку к кинофильму «Сердце поет». В 50-е годы песни из этого фильма стали известными и распевались во многих городах. Новый жанр, в котором начал пробовать себя Орбелян, сочиняя композиции для кино, высоко оценивал Арам Хачатурян. В 1956 году Константин Орбелян закончил Струнный квартет, который начал писать еще в студенческие годы — это произведение отличалось цельностью и выразительностью, оно сразу утвердило имя Орбеляна в музыкальной среде. Его Струнный квартет привлек внимание музыкантов квартета имени Комитаса: на декаде армянской литературы и искусства они исполнили этот Квартет. Константин получил признание за свое сочинена как за лучших достижений армянской музыки. А на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Дмитрием Шостаковичем он получил Гран-при и золотую медаль.

В 1956 году исполнять джазовую музыку было трудно. Как вспоминал Орбелян, на него чуть не завели дело за насаждение симпатии к США. Конечно, сквозь препятствия он продолжал заниматься джазом и эстрадой. Успехи привели музыканта к тому, что через год он стал членом Союза композиторов СССР. Этот период стал важным в формировании своего музыкального стиля — Орбелян начал соединять в музыке звучание джазовых композиций с национальными мелодиями.

1960-е годы Орбелян оставил на непродолжительный период оркестр, чтобы окончить консерваторию. За год, отведенный на подготовку дипломной работы, он написал Симфонию. Это событие стало для него знаментальным. В 1962 году его композиция была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в Москве. Позже исполнялась во многих странах мира. После окончания консерватории Константин Орбелян вернулся к работе с оркестром.

Новый период в жизни музыканта начался в 1976 году, когда армянский джаз получил получил приглашение на гастроли во Францию. Это открыло дорогу армянским исполнителям в этом направлении и стало важной вехой и в жизни Орбеляна. За 36 лет работы на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин сохранил оркестр и создавал музыку в отличных направлениях. Его биг-бенда превратился в современный джазовый коллектив, стал популярным и приобрел международную известность.

В одном интервью он сказал, что суммировать все годы работы сложно, ведь так много всего было сделано:

«За 36 лет произошло столько, что обо всем и не расскажешь. Мы выступали в крупнейших залах России, Европы, Азии. . . 35 лет я был членом жюри международных конкурсов, членом худсоветов, определявших всю художественную палитру эстрады, джаза, был вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей России и, наконец, когда я уже уехал из СССР, стал действительным членом Международной академии наук, образования и искусства Калифорнии, обладателем ее высшей награды — золотой медали имени Эйнштейна».

Орбелян не любил, когда ему говорили, что он покинул Армению, всегда считал, что никуда не уезжал.

Всесоюзный фестиваль-конкурс молодых композиторов в Москве, 1962 год. Источник

Армен Тутунджян в книге «Джаз в Армении» пишет:

«Оркестр Константина Орбеляна во все годы своей деятельности отличался своей “изюминкой”, заложенной не только в репертуаре оркестра, но и в самих исполнителях — как в вокалистах, так и в прекрасных музыкантах. В условиях экономического и энергетического кризиса и в предчувствии более тяжелых времен многие бросали свои места и покидали Армению. Не обошла эта участь и музыкантов. Многие музыканты оркестра Орбеляна к маю 1992-го покинули коллектив. Для  Орбеляна это был второй удар, нанесенный его оркестру. Но Орбелян никогда не терпел поражений. В невероятно короткий срок — за два месяца — он собрал новый оркестр и подготовил концертную программу. В конце июня в зале Театра оперы и балета им. А. Спендиаряна состоялись концерты Государственного эстрадного оркестра Армении п/у Константина Орбеляна. Это были прощальные концерты прославленного оркестра, прошедшего дорогу длиной в 36 лет. Константин Орбелян прощался с любимым зрителем. Оба концерта прошли с огромным успехом. Орбелян покидал здание Театра как герой. Через день он уехал в США. Так была написана последняя страница в истории этого славного армянского коллектива, которую писали со своими музыкантами Артемий Айвазян —18 лет и Константин Орбелян — 36 лет».


На обложке — фотография с официальной страницы Константина Орбеляна.

Источники:

Меликян Наира СТРУННЫЙ КВАРТЕТ КОНСТАНТИНА АГАПАРОНОВИЧА ОРБЕЛЯНА // Регион и мир. 2020. №3.

Меликян Наира СИМФОНИЯ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА // Գիտական Արցախ / Научный Арцах / Scientific Artsakh. 2020. №2 (5).

Интервью с официальной страницы Константина Орбеляна.