Армянский монастырь Сурб Хач в акварелях русского художника Константина Богаевского
Знаменитый монастырь Сурб Хач, возведенный в середине XIV века, находится в трех-четырех километрах от города Старый Крым. В течение нескольких столетий он был духовным и просветительским центром с библиотекой, школой и семинарией, а с XVI века – местом пребывания главы армянской епархии. Спустя еще несколько столетий, в 1920-е годы, Сурб Хач стал одним из объектов акварельных работ русского художника-пейзажиста Константина Богаевского, который начинал обучение живописи в мастерской Ивана Айвазовского.
Константин Богаевский, которого относят к киммерийской школе живописи, родился в 1872 году в Феодосии. Учился сперва у Адольфа Фесслера и в мастерской знаменитого мариниста и своего земляка. Затем поступил в Петербургскую Академию художеств, обучался в мастерской Архипа Куинджи, а в 1897 году вместе с художником и другими его учениками отправился в Европу. С 1900-го Богаевский начал активно выставляться – как в России, так и в Европе. В 1906-м участвовал в парижской выставке Сергея Дягилева, в 1911-1914-м – в экспозициях «Мира искусства». В 1906 году Богаевский, завершив военную службу и женившись, построил в родной Феодосии мастерскую и работал там до конца своей жизни – до 1943-го.
Именно крымские пейзажи занимают значительную часть наследия Константина Федоровича, которое хранится в Русском музее, Третьяковской и Феодосийской картинной галереях, а также в других крупных музеях. В 1920-е годы художник создал серию акварелей, посвященную армянскому монастырю Сурб Хач.
Зарисовка строений монастыря – храма Сурб Ншан с гавитом, внутреннего двора с атриумом и трапезной – осуществлялась Богаевским в соответствии с заданием, полученным от КрымОХРИСа (Крымский отдел по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта). В четырех акварелях художник отразил общие планы и отдельные элементы ансамбля благодаря детальным зарисовкам архитектуры на фоне характерного ландшафта, колориту, приближенному к природному, поиску композиционного решения для создания наиболее выразительного образа.
В 1921 году Сурб Хач вместе с рядом археологических памятников полуострова был передан в ведение КрымОХРИСа, который в 1923-м добился его обязательной постоянной охраны. Монастырь в этот период еще был действующим: его закрыли в 1925 году постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Крымской АССР (богослужения возобновили только в 1994-м).
Храм прекрасных пропорций с шатровым куполом на широком барабане, высокий сводчатый гавит, крутые ступени паперти, замкнутое пространство атриума, в который выходили порталы всех частей комплекса – каждая деталь имеет свои характерные черты. Ансамбль создавался в течение нескольких веков и пережил ряд перестроек. Но к 20-м годам XX века количество обитателей монастыря значительно сократилось. В определенный момент даже высказывалось мнение о сносе его строений, который, к счастью, удалось предотвратить.
Документы, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о том, что Богаевский выезжал в район монастыря неоднократно, в частности, в июне 1926 и в июне 1929 года. В 1925-м художник работал в составе археологической экспедиции Крымсовнаркома, Крымцика и Научной ассоциации востоковедения Союза ССР, возглавляемой профессором Ильей Бороздиным, которая в течение нескольких лет проводила изучение памятников Старого Крыма. Богаевский создал акварели средневековых руин и раскопов объектов, на которых велись работы экспедиции. Сейчас эти работы художника хранятся в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского.
На акварели «Старый Крым. Сурб Хач. Вид сверху» 1928 года представлен вид монастырских построек, верхней их части – кровель и верхних этажей, с восточной-юго-восточной стороны. На переднем плане изображены высокое дерево слева, кустарниковые заросли. Средний план занимают монастырские строения, которые светлым пятном выделяются на фоне лесных массивов и темнеющих на горизонте гор. Яркий светлый колорит зданий с красными черепичными крышами, сочная зелень крымского леса, синева высоких западных гор – все находится в гармонии и равновесии. Постройки монастыря предстают в полном ансамбле: храм с куполом, гавитом с дозорной башней, корпус келий, надстройка трапезной. Следы утрат и разрушений отсутствуют – это состояние памятника засвидетельствовано целым рядом фотоснимков конца XIX и начала XX веков.
На акварели «Монастырь Сурп-Хач в Старом Крыму. Церковный купол и стены» 1920-х годов изображены: южная стена гавита, часть двора обители, примыкающего к этой стене, на заднем плане – стена, ограждающая обитель с востока, за ней – шатровый купол храма Сурб Ншан на барабане. Вид двора – с юго-запада. Во дворик обители из гавита ведет входной проем со ступеньками (уровень двора значительно ниже пола гавита; они были сооружены в разное время – в последней четверти XIV века и в 1694 году). Входной проем и окошки гавита обрамлены профилированными наличниками из пиленого известняка. Кладка стен из бутового камня. Барабан храма обрамлен известняковыми плитами, украшен карнизом, профилировкой в виде арочек и содержит надпись с датой постройки храма – 1358 год. В момент написания акварели шатровый купол, по всей видимости, был покрыт железной крышей (то же на предыдущей работе). Колорит светлый, охристые тона кладки стен четко выделяются на фоне небесной синевы. Акварель выполнена в середине дня, близко к полудню: тени постройки и архитектурных деталей короткие и «падают» с востока-юго-востока. В работе художнику удалось передать особый светлый тон, присущий этому памятнику, который, по-видимому, ему придает цвет кладки стен из светлого известняка. Обращает на себя внимание, что по армянской строительной традиции, стены не были покрыты штукатуркой, а затерты раствором. Монастырь, располагающийся на склоне холма, окружен лесом со всех сторон, однако, его строения были видны с западных и северо-западных склонов окружающих возвышенностей, даже с довольно большого расстояния.
Работа «Монастырский дворик в Сурб Хаче» 1928 года изображает южную часть атриума – внутреннего монастырского дворика, вид с севера. Атриум представляет собой свободное прямоугольное внутреннее пространство перед порталом храма, в него выходят двери трапезной, входы несохранившихся ныне построек у северной стены гавита, а также входной проем двора обители. Через небольшой коридор атриум сообщается через вход с внешней средой, то есть с монастырским обширным подворьем и садом. Двор обители и вход в атриум запечатлены на акварели слева и справа от высокой лестницы, ведущей на второй этаж – пристройку над трапезной монастыря, которая была сооружена в 1768 году. В дальнейшем, уже в середине XIX века помещения верхнего этажа над трапезной были подвержены перепланировке. Подпорная стенка лестницы примыкает к стене обители, сложена из бутового камня, подобно кладке стены двора обители. В стенке лестничного марша сооружен фонтан в 1836 году с полуциркульным арочным сводом. Вода в него поступала по трубам водовода из какого-либо источника, которым изобилует прилегающая территория. Передняя стенка резервуара фонтана (в армянской традиции – родника) изготовлена из тесанных известняковых плит. В правой части акварели изображен входной проем со стрельчатым арочным верхом – первоначальный вход в атриум. Сооружение родника возле храма является традиционным в комплексе армянских церквей: такие фонтаны существуют у феодосийских церквей Святого Саркиса, Святых Архангелов Михаила и Гавриила, Святого Стефана в Феодосии, средневековой Кафе.
В этой работе отражена еще одна важная деталь: на заднем плане изображены кельи верхнего этажа с галереей с традиционным для крымской архитектуры выступающим деревянным «козырьком». Справа виднеется кладка стены второго яруса трапезной из пиленого камня. Подобное отражение архитектуры памятника, несомненно, является иконографическим материалом, используемым при подготовке проектов реставрации комплекса.
На акварели «Интерьер трапезной монастыря Сурб Хач в Старом Крыму» 1920-х – вид северного трехнефного зала монастырской трапезной, состоящей из двух сводчатых помещений, вид с юго-восточного угла. Нефы разделены продольными аркадами стрельчатого профиля, опирающимися на четырехгранные столбы и пилястры, перекрыты поперечными арками на консолях. Прописаны детали: профилированные абаки в основании арок и консоли, прямоугольное окно в западной стене, портал камина. Крутой подъем высоких и широких арок подчеркивает масштабность и презентабельность внутренней части трапезного зала. Намечены границы пиленого камня внутренней кладки стен и сводов. Помещение наполнено солнечным светом, льющимся из большого прямоугольного окна (всего в зале их три), колорит стен передан светлыми, прозрачными охристыми и лиловыми тонами. Дата постройки трапезной является дискуссионной: от начала XV до XVII века.
В акварелях Богаевского передается впечатление монолитности объемов храма и других значительных построек монастыря – трапезной со стрельчатыми сводами, келий, сторожевой башни-колокольни. Подчеркивается интимность небольших двориков, низкие проемы, характерность кладки стен из подтесанного камня с выделяющимися известняковыми наличниками окон и входов. Деревянные детали кровли и устоев галереи отражают черты и характер местной архитектуры.
Выбор точки обзора производился так, чтобы были отражены его наиболее выразительные части. Кроме того, в работах изображены почти все основные постройки, находящиеся в пределах укрепленной части ансамбля, как культовые (храм, гавит), так и жилые и подсобные (кельи, трапезная, фонтан), который формировался на протяжении длительного времени, начиная с середины XV до середины XIX века. Отражено их состояние на момент создания акварелей – в 1920-е. Необходимо отметить, что некоторые монастырские объекты не попали в поле зрения художника: портал гавита, строения, находящиеся за пределами древней укрепленной части – заезжий дом, фонтаны, террасы сада, не прописаны интерьеры (кроме одного – северного зала трапезной). Возникает предположение, что далеко не все работы с изображением монастыря сохранились. Художник обычно старался представить памятник с разных ракурсов, выполняя иной раз довольно много видов одного объекта с разных сторон. Так, например, сохранилось семь видов мечети Узбека в городе Старый Крым, шесть – феодосийского Карантина, восемь – Арабатской крепости. Среди памятников Бахчисарая акварелей только одного архитектурного объекта, мавзолея Эски-Дюрбе, сохранилось семь видов.
Этот небольшой цикл, состоящий в настоящее время из четырех работ, мог быть дополнен, прежде всего, видами самого храма. Что же касается работы с интерьерами, то, делая зарисовки внешнего вида памятников, художник изображал внутренние помещения очень редко. Так, например, из выявленных 156 акварелей и рисунков, сделанных Богаевским по заказу КрымОХРИСа, изображений интерьеров насчитывается всего девять.
Акварели с видами монастыря Сурб Хач выполнены в одной манере с другими работами этого большого цикла, куда входят изображения многочисленных памятников архитектуры Юго-Восточного и Центрального Крыма, Южного берега полуострова. Среди использованных им художественных методов Мария и Дмитрий Ломакины выделяют детальные зарисовки архитектуры с присущими для объекта особенностями на фоне характерного ландшафта, приближенный к природному колорит, поиск композиционного решения для создания наиболее выразительного образа. При подготовке этого цикла акварельных зарисовок объекта архитектуры Богаевскому удалось найти верное соотношение передачи архитектоники комплекса построек и характерных деталей памятника, отмечают исследователи.
Подготовлено по материалам: Ломакина М. Ломакин Д. Монастырь Сурб Хач – историко-архитектурный памятник в акварелях К.Ф. Богаевского, 2018 / Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии; Wikipedia