Умер Кирк Дуглас — старейший актёр Голливуда
Не стало знаменитого голливудского актёра Кирка Дугласа. Ему было 103 года. Об уходе актёра сообщил в Instagram его сын Майкл Дуглас. «Для всего мира он был легендой, актёром золотого века кино. Он был гуманистом. Его приверженность справедливости и идеалам, в которые он верил, была ориентиром для нас», — написал Майкл Дуглас.
Настоящее имя Кирка Дугласа — Исер (Изи) Данило́вич. Он родился 9 декабря 1916 года в Амстердаме (штат Нью-Йорк, США). Его родители были родом из города Чаусы Могилёвской губернии Российской империи (ныне город в Могилёвской области Белоруссии).
Дебют Кирка Дугласа на широком экране состоялся в 1946 году. Он исполнил одну из главных ролей в драме «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна.
Признание и первую номинацию на «Оскар» Кирку Дугласу принёс фильм «Чемпион» (1949) режиссёра Стэнли Крамера, в котором он сыграл боксёра. В 1950-х годах Дуглас стал одним из ведущих голливудских актёров, играя как положительных, так и отрицательных персонажей. Так, в фильме «Туз в рукаве» (1951) он предстал в роли беспринципного журналиста, а в «Детективной истории» (1951) — коррумпированного полицейского. За картину «Злые и красивые» (1952), где Дуглас сыграл амбициозного голливудского продюсера, он был во второй раз номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Очередную номинацию на эту награду ему принесла роль нидерландского художника Винсента Ван Гога в картине «Жажда жизни» (1956).
Наивысшего успеха Дуглас достиг, снимаясь у режиссера Стэнли Кубрика. Его фильмы «Тропы славы» (1957) и «Спартак» (1960; четыре премии «Оскар»), в которых Дуглас принял участие и как продюсер, получили признание публики. Благодаря роли Спартака актёр стал известен в СССР (картина была одним из лидеров кинопроката).
В 1960-х годах Дуглас появлялся на экране в образе современного ковбоя-бунтаря в фильме «Одинокие отважны» (1962), затем играл вместе с актером Джоном Уэйном в вестерне «По методу Харма» (1965), а в 1966 году — с Фрэнком Синатрой в фильме «Откинь гигантскую тень» о первой арабо-израильской войне 1948–1949 годов. В 1962-м Дуглас получил право на адаптацию романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Его постановка на Бродвее, где он также исполнил главную роль, не получила успеха. Впоследствии он передал права на экранизацию своему сыну Майклу, который стал продюсером фильма (1975 г., картина получила пять премий «Оскар», в том числе награду за лучшую мужскую роль в исполнении Джека Николсона).
Правила жизни Кирка Дугласа
ǁ Esquire (Записал Майк Сейгер, впервые материал был опубликован в 2010 году)
Если бы я встретил человека, который ни разу в жизни не согрешил, я вряд ли захотел бы с ним общаться. Люди с недостатками интересней.
Если вы хотите чего-нибудь добиться, у вас должно хватать мужества на неудачи.
Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх.
Давайте детям больше свободы. Пусть делают ошибки. Не заваливайте их советами. Уважайте в ребенке личность. Это как игра в кости: ты их кидаешь и смотришь, что выпадет.
Чем ты старше, тем глубже чувствуешь любовь.
Чем больше я изучал Тору, тем меньше во мне оставалось религиозного. Я понял, что богу не нужны наши хвалы. Он хочет от нас только одного — чтобы мы стали лучше.
Религия убила миллионы людей. Что-то с ней явно не так.
Когда меня позвали в Голливуд в первый раз, я отказался. Потом родился Майкл, а денег не было, и я приехал. Иногда то, что тебя связывает, в то же время дает тебе свободу.
Ошибки, которые люди считают ошибками, часто вовсе таковыми не являются.
Помните Макмерфи, героя книги «Над кукушкиным гнездом»? Он хотел выломать раковину из стены, но не мог. И вот он уходит из комнаты, все эти ребята смотрят ему вслед, а он оборачивается и говорит: «Но я хотя бы попытался, черт возьми!». Иногда я думаю, что это отлично подошло бы для моей эпитафии.
Слово «политика» стало ругательством.
Старость — у человека в голове. Я пережил крушение вертолета и операцию на спине. Мне вшили кардиостимулятор. Я перенёс удар и едва не покончил с собой. Но я говорю себе: я должен расти и учиться дальше. Это единственное противоядие от старости.
Многие любят вспоминать о прошлом. Говорят, что фильмы раньше были лучше, что актёры были сплошь великие… Но я так не думаю. Сам я могу сказать о прошлом только одно — что оно прошло.
В 1960-х годах Дуглас играл в основном ковбоев, шерифов и солдат в вестернах, приключенческих и военных фильмах. В числе самых известных лент тех лет «Герои Телемарка» (1965), «Горит ли Париж» (1966), «Путь на Запад» (1967). Решив сменить амплуа, он исполнил роль мафиози в криминальной драме «Братство» (1968). Однако картина, которую называют предтечей «Крестного отца», провалилась в прокате.
В 1970-х годах Дуглас выступил в качестве режиссёра в картинах «Бездельник» (1973) и «Отряд» (1975), в которых он также сыграл главные роли. Эти ленты оказались успешны в прокате. В 1980-х годах почти перестал сниматься в кино, однако некоторое время был занят в театральных постановках. Так, в 1981 году он вместе с Бертом Ланкастером играл в пьесе «Осень мальчиков» постаревших Гекльберри Финна и Тома Сойера (герои произведений американского писателя Марка Твена). Его последней актёрской работой стала роль в кинокартине «Иллюзион» (2004). Всего Кирк Дуглас снялся в 92 фильмах.