Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Иллюстрации Григора Ханджяна к поэме Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня»

В творчестве выдающегося армянского художника Григора Ханджяна, известного монументальными фресками, есть особенная серия графических работ — иллюстрации к поэме Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». Они были выполнены в середине 60-х годов, а изданы в качестве иллюстраций к тексту в 1964 году. Армянский музей Москвы публикует отрывок из статьи «Комитасовский цикл Григора Ханджяна “Несмолкаемая колокольня”».

Изданная впервые в Ереване в 1959 году с существенными сокращениями поэма «Неумолкаемая колокольня» состоит из шести трезвонов (частей), в которых 46 звонов (глав). 

Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». 1963-1965.
Источник: vk.com

В поэме «Неумолкаемая колокольня» разворачивается картина крестьянской жизни, быта, обычаев эпохи рубежа XIX-XX веков, пейзажи природы Армении. Даются метафорические образные зарисовки времен года. Сжато, но очень метко обрисован образ цивилизованной Европы, отражены события начала века, в том числе и кровавые события в Западной Армении.

Основная идея и тема поэмы — тема общности главного героя, Комитаса, с народом. Она раскрывается с помощью варьирования ее во многих подтемах, которые на протяжении всей поэмы  звучат параллельно или доминируют друг над другом. В этом сплетении тем и их развитии, стимулируемом борьбой антагонистических идей, рождаются сюжет и фабула поэмы. В процессе развития повествования читателю открываются темы сиротства, страдания, боли. Встречаются также жизнеутверждающий лейтмотив природной одаренности, тема разрушительной стихии, варварства и, в противовес этому — мотив сил народной мудрости, жизнелюбия, созидания.

Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». 1963-1965.
Источник: vk.com

В сложном, но цельном образе Комитаса тема борьбы раскрывается через внутренний душевный конфликт героя и через столкновение его с жизненными обстоятельствами. Человек незаурядной, тонкой, отзывчивой души, на протяжении всей жизни переносит удары и терпит превратности судьбы. Сначала сиротство, затем стены церковной кельи обрекают его на одиночество и способствуют душевной драме героя. Он, будучи неестественно отлученным от мирской жизни, сохраняет беспрекословную верность долгу — служению церкви, богу. Одержимый идеей просвещения, Комитас вынужден беспрестанно вести борьбу с консервативными антагонистами. Достигший, наконец, признания и славы, в зените творческих сил, он испытывает страшное горе — гибель своего народа.

Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». 1963-1965.
Источник: vk.com

Художник Григор Ханджян, иллюстрировавший поэму Севака, оттолкнулся именно от этого многօпластового и обобщенного прочтения образа Комитаса. Поставив во главу угла образ героя, от него Ханджян стал развивать основные идейные, тематические и сюжетные линии. Внешне художник во многом отошел от подобия поэме, широкий энциклопедизм которой он сжал в содержательных обрисовках психологии героя, воспринимающего мир посредством мелодии, звуков

В ханджяновской интерпретации образ Комитаса стал как бы сплавом, синтезом поэтического с уже существующим в творческом воображении художника образом народного композитора. Руководствуясь принципами Севака в сложении образа, Ханджян посредством девяти картин, запечатлевающих основные вехи жизни и творчества композитора, создал цельный, многогранно обрисованный изобразительный образ. Серию рисунков из девяти сцен художник построил в форме цикла песен: он сконцентрировал многообразие тем и проблем в этих девяти поэтически насыщенных графических иллюстрациях.

Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». 1963-1965.
Источник: vk.com

Григор Ханджян осмыслил поэму как выражение величайшей трагедии человеческой души, как гимн созидающим, светлым началам жизни. Мир реальности в них отражает душевную драму героя ‒ это мир, воспринятый глазами Комитаса. В рисунках запечатлены события и состояния действительности: земледельческие работы крестьян, отдых и веселье, концертные зрительные залы, ландшафт Араратской долины. Однако все эти реалии внешнего мира выступают в связи с героем. Обрисовки народных сцен не являются самоцелью, поэтому они даются в сжатых, общих чертах.

Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня». 1963-1965.
Источник: vk.com

Обрисовка пейзажа, обработка форм здесь обобщенные, без навязчивых подробностей. Все служит выражению основной идеи — неразрывной связи Комитаса с землей. Холмистые долины являют обобщенный образ родной земли, могучие крестьянские образы — типизированные образы тружеников земли. А образ пожилой крестьянки обобщает в себе идею Матери-земли, Матери-родины. Образ композитора в рисунке — насыщенное, яркое воплощение образа гения, порожденного и вскормленного землей и возвеличивающего народ до высот самосознания. 

Фигуры моделированы живописными полутоновыми переходами. Силуэты замкнуты, но не разобщены, благодаря использованию градаций серой тональности во всем изображении. Композиционно рисунок выполнен по классическим принципам уравновешенного распределения сил по поверхности листа, но экспрессией мазка, фрагментарностью, двустворчатостью построения он остро современен. 

Перерожденные в графических изображениях дух и пафос поэмы проникают во все уровни исполнения — композиционно-конструктивный, идейный, эмоционально-чувственный. Подобной органичностью характеризуется вся система книги, завершенная и цельная.

Гамагелян В. М. Комитасовский цикл Григора Ханджяна «Несмолкаемая колокольня» //Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. – 2018. – Т. 3.
На обложке: Григор Ханджян. Иллюстрации для поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня».
1963-1965.
Источник —
vk.com