Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Какой урок может извлечь Армения из истории Багратунийского царства

Одной из уникальных черт армянской государственности является способность возрождаться из пепла, вставать практически из небытия, являя миру новую социально-политическую модель, новый субъект международных отношений и новый культурный пласт. Это в полной мере относится к Армянскому царству династии Багратуни, известному также как Анийское царство.  

© Антон Евстратов

Оно возникло в 885 году, спустя 434 года после прекращения предыдущей армянской правящей царской династии Аршакидов, и было создано стараниями Ашота I, основавшего новую династию армянских царей — Багратуни, а также в немалой мере и его предками — Ашота Мисакера и Багарата, боровшимися с арабской экспансией.

Надо отметить ослабление Арабского халифата Аббасидов к концу IX столетия, а также поддержку, оказанную Ашоту I некоторыми арабскими сановниками армянского происхождения, к примеру, Абу Яхъя аль-Армани, являвшегося в то время наместником халифа на территории Армении. Так Ашот I получил корону и знаки царского достоинства от арабского халифа, а чуть позже — и от императора Византии. Столицей нового государства стал Ширакаван. К слову, центры Багратунийского царства достаточно часто менялись — за 160 лет существования царства их зафиксировано 4 — уже упомянутый Ширакаван, Багаран, Карс и Ани. Дело в том, что столицей в Средневековье считался город, в котором находится царский дворец (и двор), а последний, учитывая феодальный характер государства, династические хитросплетения и, конечно, стратегическую  и экономическую целесообразность, переезжал часто.  

© Антон Евстратов

Несмотря на дань, которую время от времени требовали от государства Багратуни и, порой, взимали арабы, оно было независимым в своей внутренней и внешней политике, успешно лавируя между интересами и притязаниями соседних империй — христианской и мусульманской, и стремительно расширяясь. В эпоху наивысшего могущества Армянское царство включало в себя не только большую часть Армянского нагорья, но и территории Южного Кавказа.  

Что касается предпосылок трудного геополитического положения, то оно, с другой стороны, создало предпосылки для невиданного ранее экономического развития территории центральной и северо-восточных частей бывшей Великой Армении. На некоторое время затихли религиозные и феодальные войны, наступил долгожданный мир, а через Багратунийское царство стали проходить транзитные караванные пути и, прежде всего, один из отрезков Великого шелкового пути, связывавшего Китай и страны Азии с Европой. В итоге, по выражению средневекового хрониста, «хутора превратились в села, а села в города», в новом государстве стало активно развиваться вотчинное сельское хозяйство, а, главное — города и городская культура. Ремесло Армянского царства славилось по всему миру — прежде всего, это были керамика, производство ковров, металлических изделий и тканей. Вообще городские центры государства развивались очень быстро и невероятно успешно, причем речь идет как о возрождении старых городов, таких, как Ван или Двин, так и о строительстве новых — Ани, Лори, Хлата, Карса, Арцна и другие. Некоторые из них были столицами государства на разных этапах его развития и становления — Карс, Ани, другие стали центрами ремесла и торговли без столичного статуса.  

© Антон Евстратов

Ани в эпоху расцвета царства, в годы правления Гагика I (990–1020 гг.), насчитывал не менее 100 тысяч жителей. В столице был водопровод, канализация и двойные стены крепости. Его называли городом 1001 церкви. Слава и могущество Ани были настолько ослепительными, что и всю страну, после того, как он стал ее столицей, стали называть Анийским царством. Под этим названием она известна и до сих пор. Не отставали и другие города. Так, по словам историка Аристакэса Ластивертци [сочинение которого, «Повествование о бедствиях, принесенных нам инородными племенами»,  пожалуй, главный источник по истории Анийского царства. — Прим. авт.], Арцн, в котором проживало в то время до 150 тысяч горожан, «своим великолепием славился во всем мире». Его ишханы (правители) были человеколюбивы, а судьи — неподкупны и справедливы. Купцы жертвовали свои доходы на строительство церквей, а торговали честно, не занимаясь ростовщичеством, которое, согласно христианскому мировоззрению, порицалось. Карс, как пишет Ластивертци, также «был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши». Правители Анийского царства поощряли экономическую активность своих подданных и иностранцев, пойдя даже на признание, помимо собственных, монет Византии и Арабского халифата — для удобства и стимулирования торговли.  

© Антон Евстратов

Примечательно, что корона, которая была предоставлена арабами Ашоту I не передавалась по наследству — уже его сын Смбат вынужден был испрашивать знаки царского достоинства повторно, и халифат манипулировал имевшимся у него правом утверждения армянских правителей. К концу жизни Смбата арабы даже «назначили» ему противника — Гагика Арцруни, князя области Васпуракан, который также получил знаки царского достоинства. И это — не считая, собственно, арабских властителей Двина и Нахиджевана, перманентно являвшихся орудием Багдада в борьбе против монархов из династии Багратуни. Впрочем, уже при третьем царе династии, Ашоте II Железном, единство страны было восстановлено, Гагик Арцруни признал себя вассалом армянского царя (правда, тоже с царским титулом и с родовой вотчиной, Васпураканом, в качестве царства), а арабов удалось разбить в Севанской битве 921 года. Примечательно, что последняя победа заставила арабского халифа аль-Муктадира, помимо армянской короны, выслать Ашоту титул шахиншаха — «царя царей». Ряд последующих армянских правителей также наследовали этот титул. При них, к слову, наступает достаточно длительный период «успокоения» на арабском фронте противостояния, но активизируется Византия, многие императоры которой — Иоанн Цимисхий, а также вся Македонская (известная также, как Армянская) династия, в частности, Василий II, являлись этническими армянами. Это, а также христианское вероисповедание не мешало им и их подданным аннексировать у Багратунийского царства одну территорию за другой — Карин, Тарон, Манцикерт, Ташир, и, наконец, Ани. Впрочем, были у византийцев на то военно-политические причины — стремление к расширению изрядно потрепанной арабами империи, а также религиозный повод — жители Багратунийской державы и византийцы принадлежали к разным христианским конфессиям — первые к Армянской апостольской церкви, а вторые к халкидонитскому Константинопольскому патриархату. К слову, именно армянин Василий II, заключив с Ованнесом-Смбатом Багратуни в 1022 году соглашение о посмертной передаче Анийского царства Византии, фактически подготовил демонтаж армянской государственности, осуществленный через 23 года византийским императором Константином Мономахом. Военные успехи последнего царя Анийского царства Гагика II ситуацию уже не спасли — монарха вызвали в Константинополь, дали ему и его приближенным вотчины на территории Византии и оккупировали их царство.  

© Антон Евстратов

Уничтожение Анийского царства христианской Византией (а не, казалось бы, более враждебным Арабским халифатом), перманентно имевшей в Армении множество сторонников — хороший урок для последующих поколений армянских государственников, который жизненно необходимо помнить.  

Впрочем, византийцы вскоре поплатились за уничтожение армянской государственности. Не уделяя особого внимания новоприсоединенным территориям, приведя цветущие еще недавно города в упадок и запустение, буквально взрастив во всем регионе невиданную ранее коррупцию, они сделали его легкой добычей новых завоевателей.  

Таковыми были турки-сельджуки, практически сразу же обрушившиеся на Армению после ее оккупации, а затем атаковавшие и, собственно, Византию. Впервые тюркский отряд появился в 1016 году в Васпуракане, где нанес поражение войску местного царевича Давита. Армяне ничего не смогли противопоставить тюркским конным лучникам, буквально косившим их ряды градом стрел. Не спасла ситуация и спешная аннексия Васпуракана Византией. Новый набег случился в 1021 году, его, впрочем, удалось отразить. А в 1047 году огромная тюркская орда буквально захлестнула уже полностью византийскую Армению. Пытавшиеся воспрепятствовать ей византийцы неизменно терпели поражения — при Басеане в 1049 году и, конечно, при Манцикерте в 1071 году. В итоге Византия лишилась своих малоазиатских владений, а Армения на долгие годы попала под власть жестоких и беспощадных завоевателей.  

© Антон Евстратов

Вне сомнения, причины падения Ани отнюдь не только внешние. Это было феодальное государство, никогда не становившееся полностью монолитным и постоянно демонстрировавшее центробежные тенденции. Крупные феодальные владетели — Арцруни в Васпуракане, Сюни в Сюнике, Михраниды в Хачене и даже те же самые Багратуни в Ташир-Дзорагете и Карсе, имевшие титулы царей, при малейшем ослаблении центра готовы были объявить себя независимыми. Имелись в Армянском царстве и серьезные социальные противоречия — несмотря на его богатство, там было изрядное количество нищих и угнетенных в правовом отношении жителей, время от времени поднимавших восстания. В эпоху религиозного сознания такие выступления не могли не носить религиозного характера — так появлялись секты и религиозные течения, противостоящие официальной Армянской апостольской церкви, самым известным из которых стало движение тондракийцев. Не дремала  и «мягкая сила» Византии, стремившейся обратить армян в халкидонитское православие, что также раскалывало общество.   

© Антон Евстратов

История возникновения, процветания и падения государства Багратуни — великолепная иллюстрация тому, что, имея союзников, партнеров, друзей и доброжелателей, Армения должна отстаивать прежде всего свои интересы и опираться на свои силы, которые она просто не имеет право растрачивать попусту. Каждый гражданин важен, и голос каждого должен быть учтен во имя общего благополучия. Имея разные воззрения и мировосприятие, разный образ жизни, армянский народ просто обязан уметь консолидироваться в критические моменты. Это — залог и непременного условия существования этого народа и армянской государственности — вновь, как когда-то Армянское царство, возникшей из небытия и существующей вопреки желаниям многих.

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы

Обложка © Антон Евстратов