Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Путешествие в Арцах. «Объятия ярких, как жёлтое солнце, склонов…»

Путешествие в Арцах в 2013 году сохранило в памяти и сердце Юлии Бодю неизгладимые впечатления. Природа, памятники древней истории, оставленные войной раны, гостеприимство, улыбки и тепло людей. Всё это оживает снова в очерке-воспоминании Юлии, написанном ею для Армянского музея Москвы.

Фото © Юлия Бодю

Километры извилистого горного серпантина привели нас в восточную часть Армянского нагорья, которая занимает восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа. Мы в Нагорном Карабахе. В Арцахе. Пожилой пастух на белой лошади проводил нас гостеприимным взглядом, объезжая подножия родных гор и тихо ведя беседы с «Дедом и Бабой». Серая полоса дороги спускается в Степанакерт. Несколько крутых виражей — и отдыхающий город в тусклом свете фонарей приветствовал нас. Воспоминания прошедшего дня хотелось бережно сохранить внутри.

Утром пустынные сонные улицы, наполненные свежим воздухом, зарядили энергией на новые впечатления. С глубоким почтением мы возложили цветы к Памятнику Неизвестному солдату — победителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Поклонились и солдатам, отдавшим жизни за Родину в период Карабахской войны. Совсем юные лица, смотрящие с надгробных плит, замерли в немом молчании навсегда.

Фото © Юлия Бодю

Как и во многих странах с дохристианской историей, в Армении, начиная с 301 года, на месте языческих капищ возводились церкви. Такой пример явила нам базилика Цицернаванка. Это первая церковь, двери которой открылись нам в Арцахе.

Цицернаванк. Фото © Юлия Бодю

Осень цветами красок полотен Минаса встретила нас в Нагорном Карабахе. Очередной поворот серпантина привёл в объятия склонов — ярких, как жёлтое солнце, оранжевых, как сладкая хурма, и багряных, как рассыпанные зёрна разломленного спелого граната.

Фото © Юлия Бодю

В течение тысячелетий территория Арцаха обогащалась памятниками материальной культуры, но не всему суждено было дойти до сегодняшнего дня. Нам, к счастью, удалось увидеть многое из того, что сохранилось. Перед нами предстал монастырь Гандзасар. Величественный дом Бога, расположенный на высокой горе, с бескрайними видами на окружающие просторы, принимал своих прихожан на ежедневную службу. Так прошло наше второе знакомство с духовными традициями армян.

Гандзасар. Фото © Юлия Бодю

Живописные пейзажи тянутся по берегам неглубоких ледяных, с кристально чистой водой, речушек. В них днями прохлаждаются стада коров, одно из которых преградило нашей идущей вброд машине путь. Мы все оживляемся. Ужасно весёлое приключение — высунуться из окон и люка автомобиля по пояс.

Фото © Юлия Бодю

Наш сопровождающий предложил прикоснуться к ранам Арцаха и разделить непрожитую боль. Мы в селении, где пустые глазницы разрушенных домов молча смотрят на нас, вокруг будто кем-то специально засеянные ярко-зелёные луга с разбросанными ракушками, пустыми и оставленными. Это всё война!

Нижняя долина реки Каркар. По обе её стороны бережно сохранены стены крепости Майраберд. Отсюда открывается короткий, удобный и доступный путь прямо к «сердцу» Арцаха. Мы приехали в Шуши. В сумерках показалось небольшое каменное здание с деревянным балконом. Самым большим впечатлением стало наше знакомство с Ашотом Арутюняном. Он тихо подошёл к нам и вкрадчиво начал разговор.

Будучи директором историко-краеведческого музея, Ашот рассказывал о родном городе, который занимает одну из самых высоких точек (с неё Арцах виден как на ладони), о своей жизни, показывал на картах музея боевые действия 92-го года, в которых он был участником, военным, освободителем… Нам на память осталась его мягкая улыбка.

Фото © Юлия Бодю

На следующий день мы отправились на юг Карабахской Республики. Археологические раскопки всегда будоражили наше воображение. Прекрасный пример тому — Азохская пещера. Найти вход и зайти в неё было непросто, внутри абсолютная темнота, под ногами мягкая перина, над головами шелест крыльев летучих мышей. И страшно, и удивительно. Вспышкой фотоаппарата и фонариком телефона мы осветили двадцатиметровый купол с двухметровыми колоннами шириной полтора метра в обхвате. Здесь была найдена стоянка древних людей, останки сложенных из камней очагов, каменные орудия, кости животных, черепа пещерных медведей и саблезубых тигров, останки человека (нижняя челюсть пренеандертальца). Пещеру мы покидали удивлённые и довольные.

Дальше сквозь военную историю — в деревню Джебраил (Джракан), на подъезде в которую из труб обшарпанного фонтана с красивым названием «Дружба народов» всё ещё текла тонкой струйкой вода. Мы спешили в село Караглух, где и провели время от полудня до захода солнца. Нас пригласили на «смотрины» только что освящённой церкви Святого Иоанна Крестителя, построенной по проекту знаменитого архитектора и потомка коренных карабахцев Максима Атаянца. Прогуливаясь по заросшим улочкам деревни, между костяков домов, мы угощались жёлтыми сливами в диких садах. Было ощущение, что мы не одни, мы дома у гостеприимных хозяев, которые принимают нас как родных.

Церковь Святого Иоанна Крестителя в селе Караглух. Фото © Юлия Бодю

Время в путешествиях идёт быстро. Увиденное и познанное за четыре дня останется внутри нас большим воспоминанием, в которое всегда приятно возвратиться.

До новых встреч, великий Нагорный Карабах! Великий Арцах!

Фотограф, путешественница Юлия Бодю для Армянского музея Москвы