Жизнь в одном кадре: выставка Артура Аристакисяна «Фотоувеличение». Репортаж
В Центре Вознесенского проходит первая выставка создателя фильмов «Ладони» (1993) и «Место на земле» (2001) — Артура Аристакисяна. В экспозиции представлены работы режиссера, которые куратор Зоя Кошелева объединила в проект «Фотоувеличение». Концепция трендовая — о феминизме. В центре проекта — «образ женщины в „мужском“ мире с возможностью преодоления коллективных травм XX века».
Современное искусство — это всегда про субъективную оценку. Про «нравится или не нравится», «чувствую или не чувствую». Но еще лучше, когда на восприятие произведений влияет не только личный взгляд, но и сам художник. Тогда появляется диалог между зрителем и автором. Причем не обязательно соглашаться, но послушать и посмотреть, что выйдет из беседы, — всегда интересно. «Фотоувеличение» выстраивает именно такой невербальный диалог.
Зал I. «Невыносимая элегантность»
В первом зале встречают взгляды женщин, девушек и девочек, направленные на посетителей с черно-белых фотографий XX века. Образы сопровождаются цитатами Омара Хайяма и текстами Артура Аристакисяна, цель которых — поиграть с восприятием зрителей.
«Парадокс фотографии заключается не столько в ограниченности выразительных средств, сколько в невозможности исчерпать бесконечное пространство зрительного опыта. Концептуально новый подход использования поэтического/прозаического текста как ключа к восприятию, своего рода провокация, способная сместить ракурс с восприятия и понимания»
Зоя Кошелева, киновед, куратор выставки
На хлопковом полотне фотография трех совсем юных улыбающихся девушек в аккуратных пальто. Не верится, что через некоторое время они погибнут в концлагере. Фраза «невыносимая элегантность», добавленная Артуром Аристакисяном, отвлекает от суровой действительности, и, одновременно, подчеркивает горькое несоответствие созданного автором за счет текста образа, контрастирующего с реальным будущим героинь черно-белой фотографии.
«„Фотоувеличение“ — это пример того, как современное искусство находит способы реабилитации трагедии реальности, преодоления травмы, укорененной в коллективном подсознательном, в ситуации постпостмодернизма»
Зоя Кошелева, киновед, куратор проекта для «Афише Daily»
Артур Аристакисян словно извлекает героинь на фотографиях из их исторического контекста и придает каждой роль человека вне истории, тем самым дарит шанс на новую жизнь.
Зал II. Вариации на тему матриархата
Во втором зале представлена киноработа в жанре мокьюментари — вымышленный документальный фильм. Создан он был специально для проекта режиссером Артемом Фирсановым и драматургом Валерием Печейкиным. Художники решили поразмышлять, каков был бы мир, если бы в нем царил матриархат, какое место занимали бы в нем мужчины и какую роль играли. Накладываемое лицо женщины на одного из диктаторов XX века и подобные быстро сменяющиеся между собой кадры создают гротескные образы и ярко иллюстрируют картину тотального матриархата, который оказывается не менее губительным, чем ничем не ограниченный патриархат. Играя с модной сейчас темой феминизма и немного высмеивая ее, авторы фильма приходят к выводу, что идеальная форма общественного строя — равенство, потому что при подавлении одних людей другими — свободы не существует, а человеку, вне зависимости от гендера, присуще насилие и невозможность договориться.
Зал III. Героини соцсетей
Третий зал выставки встречает крайне крупными, яркими и, на первый взгляд, безвкусными фотографиями. Изображенные на них нам точно незнакомы, но не удается отделаться от впечатления, словно мы где-то их встречали. А ведь и правда: в начале 2000-х в соцсетях «Одноклассники» или «ВКонтакте». Вот здесь девушка с пластмассовой короной в волосах, после или в процессе вечеринки, фотографируется на подоконнике в черном коротком платье и банками алкогольных напитков рядом. Женщина с мужчиной, сидящие на аляповатом диване, позируют перед объективом: она приобнимает мужчину левой рукой, а правой подставляет к его виску, скорее всего, игрушечный, черный пистолет. Оба героя фотографии улыбаются. Артур Аристакисян предлагает нам отодвинуть на второй план изначально всколыхнувшееся чувство отчуждения при виде этих образов и заглянуть глубже, по ту сторону фотографии. Тексты-фантазии художника о героях фотоизображений разворачиваются перед нами, словно фильм, и помогают увидеть за внешней эстетикой внутреннюю суть каждого из них.
На выставке «Фотоувеличение» вы сможете познакомиться с героями работ Артура Аристакисяна и лучше узнать самих себя, столкнувшись, возможно, с незнакомыми ранее чувствами. Постарайтесь капитулировать перед волной рефлексии при входе в третий зал, поддайтесь нахлынувшим чувствам, и катарсис как обновление вам непременно гарантирован.
Проект продлится до 11 октября 2020 года — приходите.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована фотография с выставки «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская