Армянские ювелиры захватили Новый Манеж
20 октября в «Новом Манеже» закрывается организованная Гохраном России выставка «Ювелирное мастерство. Традиции и современность». Сотрудники Армянского музея Москвы обнаружили на экспозиции работы сразу нескольких ювелиров с армянскими корнями. О них – наш рассказ.
В экспозиции представлены исторические изделия из коллекции Гохрана России. В разделе современного ювелирного искусства – свыше 200 изделий. Большая часть – работы победителей конкурса ювелирного конкурса «Россия. XXI век», проводимого в 2019 году при поддержке Правительства Москвы с участием Ассоциации «Гильдия ювелиров России» и Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства лауреатов международных конкурсов.
У самого входа посетителей встречает стенд с работами творческого объединения GEVORKYAN, известного в России коллекциями премиум-класса. Первый экспонат – нежное, усыпанное бриллиантами колье с эмалевыми медальонами. Названо это рукотворное чудо в стиле модерн именем известной греческой гетеры – «Таис Афинская». Похоже, кто-то из дизайнеров ювелирного дома GEVORKYAN всерьёз увлёкся творчеством писателя Ивана Ефремова.
Что ещё известно о бренде? Владеет им Гагик Геворкян, который также создал особенную «Ювелирную улицу» прямо на территории принадлежащего ему завода «Эстет». Сегодня «Эстет» – хэдлайнер российского ювелирного бизнеса.
Ещё один заметный экспонат GEVORKYAN – аместистовый перстень «Слива» был создан в 2007 году. Между прочим с косточкой внутри, вырезанной из чистого золота. Дизайнеры GEVORKYAN разработали и более простые, невыставочные варианты крупных колец из тёмного аметиста с идеей инкрустированной синей сливы, которые можно найти в каталогах бренда.
На выставке невозможно пройти мимо женственных серёг-трансформеров «Notre-Dame». Они созданы ювелирным мастером Еленой Севоновной Язычьян в 2018 году из серебра, оникса и редкого минерала шпинеля. Изделие после литья прошло полировку и радирование (обработку от коррозий). Дизайн круглой подвески отсылает к архитектурной готике и напоминает витражные розы французских соборов. Такие серьги можно носить в знак солидарности с парижанами, чьё «сердце города» – Нотр-Дам-де-Пари пострадало в результате пожара 15 апреля 2019 года. К готической подвеске крепятся длинные цепи, больше похожие на нити, и это фирменный знак Елены Язычьян, которая специализируется на изящных тонких изделиях с 2015 года.
В Москве дизайнер создала бренд LITTLE THING, изюминкой которого стали как раз вот такие невесомые нити. Из этих деталей и складывался неповторимый и современный образ изделий – элегантных браслетов, подвесок и серёг. Использовала данный материал Язычьян и в выставочном изделии.
Рядом с авторскими ювелирными украшениями экспонируются работы российских мастеров оружейного дела из дамасской стали, булата и титана, изделия авторов, работающих с камнем и костью, шедевры высокого часового искусства.
Пожалуй, самая яркая работа этого выставочного кластера – «Хищник» В.Г. Галбояна. Вокруг стенда с экспонатом неизменный аншлаг. Изделие выполнено в сложной технологии из нескольких материалов – дамаска, белого металла, свинцового и чёрного дерева.
А как вам настольная композиция для хранения кинжала «Старый ювелир»? Это работа ещё одного армянского ювелира и оружейных дел мастера – К.М. Нор-Аревяна. Изделие сделано сравнительно недавно в Ереване, в 2017 году.
Посмотрите на клинки и ножны, созданные армянином Рафаэлем Кочаряном из Краснодара. Они – идеальны! Кочарян давно признан в узком кругу художников-ювелиров и оружейников. Он входит в состав международного учреждения деятелей искусства ЮНЕСКО, является членом Союза художников России и единственным на Кубани членом Гильдии мастеров – оружейников России.
На последней выставке «Клинок – традиции и современность», которая ежегодно проходит в Москве, кубанские мастера мастерской Кочаряна завоевали Гран-при.
И в качестве хэппи-энда – хорошая новость! В ноябре Армянский музей Москвы опубликует интервью с Рафаэлем Кочаряном. А пока поделимся с читателями секретом, что из всех драгоценных металлов мастер предпочитает работать с серебром, «из-за его необъяснимой притягательной силы, чистоты и пластичности». Следите за обновлениями!