Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Жан Вебер — автор антихамидовской карикатуры в журнале Le RIRE конца XIX века

В собрании Армянского музея Москвы есть приобретённый на аукционе журнал Le Rire, изданный в конце XIX века. Привлекает внимание обложка, на которой изображён султан-палач Абдул-Хамид II в дружеских объятиях смерти. Правитель широко известен своей панисламистской политикой, он — инициатор резни христианского населения Османской империи. Автор обложки — знаменитый парижский рисовальщик Жан Вебер, график, карикатурист. Наш рассказ — о журнале, о художнике и его творчестве, и о той беспокойной Belle Époque, во времена которой издавался во Франции Le Rire и подобные ему издания.

Обложка Le Rire. Фото © Александр Мощаков

Как бы назывался Le Rire по-русски? Журнал Смех. Франция на рубеже веков переживает настоящий всплеск журналистики, и быть иллюстратором, а уж тем более получить первую полосу — знак признания и высочайшего мастерства, ведь тираж пройдет сквозь тысячи рук и все прочтут имя автора рисунка. Это — прижизненная известность и слава. Есть имя и на этой обложке — в правой нижней части написано «Dessin de Jean Veber» — рисунок Жана Вебера.

Жан Вебер (18641928). Автопортрет. Из открытых источников

Судя по выходным данным, номер поступил в продажу 29 мая 1897 года — в разгар последствий хамидовских погромов в Османской империи. Стоил такой журнал — 15 сантимов.

Что представляет собой иллюстрация? Это острая политическая карикатура, напечатанная с помощью хромотипии — типографского способа многокрасочной печати. Мы видим человека в турецкой феске, с усами и хитрым взглядом. Судя по надписи на французском «ABDUL-HAMID», это действительно османский султан Абдул-Хамид II. Налицо портретное сходство изображенного султана с его фотографией, сделанной примерно в 70-е–80-е годы XIX столетия, что свидетельствует в пользу того, что это всё-таки Абдул-Хамид II, а не его далекий прапрадед Абдул-Хамид I, правивший в последней трети XVIII века.

Молодой Абдул-Хамид II. Фото из открытых источников

Правление Абдул-Хамида II отмечено греко-армянскими погромами и тотальной резней христиан Османской империи, из-за чего надпись «AВDUL-HAMID» изображена с кровавыми подтеками — в качестве демонстрации кровожадности тирана и осуждения просвещённым обществом дикарской власти. Так французские издатели обращаются к цивилизованной аудитории, выписывающей Le Rire.

Кстати, во французской прессе того периода встречаются и другие антихамидовские карикатуры. Есть и такие, где султан изображен в образе мясника с топором и в окровавленном фартуке и ножом во рту. На гротескно выписанном лице — циничное выражение. Подобные иллюстрации выполнены, что называется, двумя штрихами, чем отличаются от сложной графической работы Жана Вебера — художника, следовавшего в поисках своего живописного вдохновения приемам и сюжетам знаменитых мастеров — Босха, Гойи, Домье.

Карикатура из французской прессы изображает кровавого султана Абдул-Хамида II в обличии мясника. Внизу — надпись по-французски, осуждающая убийства армян. Авторство карикатуры — в стадии атрибутирования. Источник: Imprescriptible

Иллюстрации, сделанные двумя росчерками на коленке, апеллируют к простым и поверхностным чувствам — осуждению и гневу. Зашел читатель в лавку, эмоционально обсудил публикацию с лавочником, они вдвоем горячо осудили действия Хамида, а потом лавочник завернул в эту же газету головку сыра. Читатель принёс пакет домой, развернул бумагу и съел сыр, а промасленную газету скомкал и выбросил — с глаз долой, из сердца вон.

Подпись под карикатурой в журнале Le Rire

В карикатурах Вебера — другое. Он не просто критикует султана, а через графику взывает к самым сложным и потаенным уголкам человеческой души, побуждая зрителя к размышлению не просто на злободневную тему, а поднимая вопрос на уровне бытия. Что есть жизнь, справедливость, достоинство, власть? Его работы действуют на уровне подсознания. Мы догадываемся, что имя султана вписано кровью принесенных им жертв в мировую историю. Абдул-Хамид в понимании Вебера — это не просто какой-то там плохой человек, это — Злодей с большой буквы.

Детали обложки. Фото © Ольга Казак

Карикатура занимает основной массив обложки, расположена в центральной части, под выходными данными. Герой карикатуры изображен в согбенной позе, одна рука покоится на колене — от плеча до запястья изображен узор, по всей видимости это — шитый золотом позумент с восточным орнаментом — как носили при османском дворе. Тот же узор — на рукаве правой руки, которую султан держит согнутой в локте. Пальцы сложены. За спиной — страшная Смерть, костлявой рукой обнимает дружески султана за спину.

Детали обложки. Фото © Ольга Казак

Жан Вебер. Портрет художника

Фантазийные и острые рисунки Вебера часто украшали обложки французской прессы — журналы Gil Blas, L’Assiette au beurre, Le Rire. В его графике нашли отражение наиболее проклятые вопросы конца XIX – начала XX века. Не только Абдул-Хамид в обнимку со смертью, но и лицо Эдуарда VII на основательных ягодицах Британии, королева Виктория на краю ада и Отто фон Бисмарк в роли мясника. Его обложки — скандальны. Цензура не раз выносила ему «последние китайские предупреждения», но Вебер не останавливался — поочередно обличая то войну против буров в Южной Африке, то убийства христиан в Османской империи, то концлагеря в Трансваале. Когда ему исполнилось 50 лет, он ушел на войну (Первую мировую). Там отравился газом, демобилизовался. Потом еще 10 лет доживал в Париже, пока не скончался. О нем говорят как о предтече сюрреализма. Хотя какой тут предтеча? Когда в 1917 году термин был уже введен Гийомом Аполлинером, а Вебер умер в 1928.

Другие работы Жана Вебера. 1) Обложка L’Assiette au Beurre, 1901 г. 2) «Непристойный Альбион», 1901 г. 3) Великан, Огр и фея, 1905 г. 4) Queen Victoria and Lady Krugr, 1901 г. Источник: Monsterbrains

Что мы знаем о журнале Le Rire?

Отец основатель журнала — Феликс Жювен. Парижский издатель задумал Le Rire как еженедельник, выходящий по субботам. Это было время Belle Époque [Прекрасная Эпоха — длилась с семидесятых годов XIX века вплоть до начала Первой мировой войны. — Прим. ред.]. Изначально один экземпляр стоил 10 сантимов, но через три года, как можно судить по обложке с графикой Жана Вебера, стоимость из-за инфляции выросла на 5 сантимов.

Le Rire, обложка 1902 года, работа Жан-Луи Форан. Источник: Сollections

В Прекрасную Эпоху парижане стремились к образованию. При появившихся возможностях и развитом досуге, во французском обществе вырос интерес к искусству, культуре и политике, что особенно ярко проявилось в последнее десятилетие XIX века. Появившийся на издательском рынке Le Rire был призван удовлетворить потребности столичных интеллектуалов. Из всех издаваемых в то время французских юмористических журналов Le Rire имел наибольший успех, особенно до 1914 года. Редактором журнала стал Арсен Александр — арт-критик, журналист и генеральный инспектор французских музеев.

Редакция Le Rire часто оказывалась в центре политических и социальных скандалов из-за острых статей, как это было с публикациями по «Делу Дрейфуса», например. Под прицел Le Rire нередко попадало и французское правительство — редакция высмеивала и критиковала коррупцию и бесхозяйственность министров и военных чиновников.

Журнал печатал прекрасные иллюстрации известнейших художников Belle Époque, а впоследствии и более поздних авторов. Сейчас работы мастеров, сотрудничавших с Le Rire, являются объектами охоты коллекционеров. Издание просуществовало с 1894-го по 1971 год. За это время около тысячи иллюстраторов «приложили руку» к оформлению журнала — это и Теофиль Стейнлен, и описанный выше Жан Вебер, и Хавьер Госе, и Теодор ван Ольсен, и Фабьен Фабиано.

Существовала в рамках журнала и дивная колонка «Le Rire d 'ancien» [«Старый Смех». — Прим. ред.], где печатали старые французские и английские литографии — Оноре Домье, Анри Монье, Эжена Делакруа и многих других. Le Rire также публиковал еженедельную подборку лучших карикатур из зарубежных комедийных журналов — британской «English Punch», немецкой «Lustige Blätter», американской «Puck».

Во Франции есть электронная версия Le Rire — в ней собраны все номера.

Источники:

1) Электронный каталог Le Rire — digi.ub.uni.

2) Nordau, Max (1907). On Art and Artists. Philadelphia: G.W. Jacobs.

3) Vorst, Bessie Von (1900). «Jean Veber», The Critic.

Ссылки: Вabel.hathitrust

Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки © Александр Мощаков, Le Rire, № 143